Согласен с тем, что заголовок провокационный. Быть может я замахнулся слишком сильно, но начинать пора. Давно зрела эта мысль. Ее быть может только подхлестнуло то, что в рамках СВО до поры применялась старая и примитивная техника, а новое и прогрессивное либо пылилось на складе, либо и не поступало туда вовсе.
Не знаю как молодое поколение (а я из
70-х), но меня в свое время бесило, что ли, примитивное изображение
роботов в наших фильмах. Взять к примеру "Тайна железной двери" (1970)
Великолепно
пойманный мистический момент с трансформаторной будкой (замечательная визуализация "мистического" гудения трансформаторной будки (как, все-таки "угадал "
тот художник фильма) и такой
примитивный робот.
Понятное дело, что нужна была "дружественная
наружность" механизма, некоторая дурашливость облика (фильм-то детский), но так "шутить" над техникой можно в том случае
когда она уже широко представлена в серьезном виде... В противном случае
дети (да и некоторые взрослые) дальше будут судить о роботах также.
Может быть создатели фильма посчитали, что радиотелескоп в кадре уже освобождает их от серьезного подхода к фильму? Ну... победивший у нас капитализм и открывшийся доступ к джинсам и макдональдсам, бешенный успех "Терминатора", "ЗВ", "Универсального солдата", униженная поза советского кинематографа с Голливудом при разговорах о высоте советской НФ говорит о том, что былая "условность" при изображении сложной техники - явная неправота. И, напротив, мировой успех Клушанцевской "Планеты бурь".
Кстати
или нет, но персонаж Носова "Самоделкин" появился (в мультфильме) почти
в то же время. Помню свой детсад конца 70-х, где я утверждал:
- "Это
робот", показывая на изображение в "Веселых Картинках", а одногруппники мне в ответ:
- "Нет, это Самоделкин".
То есть конец 70-х, на
Западе вышли "Звездные войны", у нас прошли космические учения с
тренировкой уничтожения разведывательных спутников первой в мире
орбитальной пушкой, а в головах у детей Советского Союза - железный
болванчик с туловищем батарейки, а не робот.
И ведь запрос на технику был, да еще какой. Вспомните успех "Терминатора" в России или "Универсального солдата"....
А взять фильм с элементами фантастики "Идеальное преступление"
(1989), где речь про электронное правосудие. Эти идеи пересекается с
фильмами "Особое мнение" и "Я-робот". Заявлены в сценарии НФ-элементы, а
на практике мы видим пафос и мультипликацию с использованием
компьютерного дисплея.
Как то вот несолидно было выпячивать
технику у нас, это называлось "делать идола" или "пропагандировать
культ", зато в фаворе были филологи типа Эдварда Радзинского.
И все же несмотря на то, земля наша полнится талантами, своими Кулибиными уважения к технике недостает. Обращаться с техникой можем, но вот чтобы любить ее, испытывать пиитет - такого нет. А там - есть
P.S. интересно, что в книге про Самоделкина есть персонаж Карандаш у которого нос - волшебный карандаш: все что им нарисовано - оживает. То есть у нас в активе железный артефакт похожий на робота (но не робот). Он, наверно, железный Голем. И ВОЛШЕБНЫЙ
И тут мне приспичило углубиться в тему.
Посмотрите какие инструменты у Самоделкина (и тогда и сейчас): пила, отвертка, коловорот... В то время как первые роботы были подобны инспектору Гаджету: все инструменты были встроены в корпус и уже позже по времени роботы оснащались манипуляторами (которые могли работать и как отвертка и как пила (обычно от роботов в фильмах требовалось разрушить а не сделать). То есть советский писатель изображал действительно не робота, а само-делкина. Манекена из готовых деталей (батарейка болт гайка пружины), которого просто оживили (ради забавы и игры дет.воображения) - это мне юному хотелось робота (они ж от батерей работают), но СССР не был готов.
С техникой же (а не столярными инструментами) во вселенной Носова больше работает не самоделкин а Винтик и Шпунтик. Они делают автомобиль или пылесос.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
- Почему русские не дружат с техникой - серия статей
Комментариев нет:
Отправить комментарий