понедельник, 25 января 2021 г.

Почему "Кин-дза-дза" шедевр отечественной кинофантастики

Кин-дза-дза (1986), Георгий Данелия.
по сценарию



Краткое: прораб Машков выходит в магазин за хлебом, ему встречается странный человек, протянувший руку с приборчиком, после нажатия кнопки землянин оказывается в другой галактике, но после ряда приключений возвращается домой.

Шедевр
Потому, что в этом фильме все настоящее: актеры, пустыня, косок самолета (он же Пепелац), русский характер, тоска по Родине.
У нас в СССР в широкой массе не было пиетета перед техникой, у нас на нее не "молились", не сотворяли из нее идола, фантастика - это был один из жанров кино. Фантастические ленты оплачивались режиссеру государством хуже, чем комедия


Так как 20й век век Научно Технической Революции, то и фантастические фильмы воспринимаются как те в которых демонстрируется эволюция техники, ее завтрашний день и потому космические оперы по типу "Барбареллы" и "Флеш Гордон" воспринимаются ценителями жанра как оскорбление жанра (фантастики). В случае фильма Кин-дза-дза мы видим не "экстраполяцию" достижений человечества в технике, не прогресс, а, напротив, регресс. Техника не пропала, пропали моря и люди, что умели создавать новую технику и совершенствовать старую. Люди - деградировали до цветовой сегрегации штанов. 

В фильме вместо привычного улучшения ситуации с техникой, ее крутого преображения в будущем
 показано напротив: застой в прогрессе, стагнация и регресс общества с крутыми, вобщем-то  летающими устройствами, способными в мгновение перемещать человека по галактике. То есть основную свою задачу: представить развитие техники в будущем фант фильм выполняет.

Интересно то, что фильм отлично выполняет более чем 2 задачи: показывает технику будущего и возможный исход потребительского отношения к Земле, когда моря осушили в погоне за выработкой топлива. Фильм выполнен в ироничной и комедийной форме, с грустной философской улыбкой с подчеркиванием выгодных черт русского характера: в беде своих не бросаем, способны понять и простить, неприемлемость алчности и наживы. Спустя время понимаешь, что показаны и лучшие стороны советского человека: отсутствие расовых предрассудков, нестяжательство, техническая смекалка (подкованность), трудолюбие, мобилизация сил в кризисной ситуации, коллектмвная работа. Уникальность фильма в том, что все темы, которые он затрагивает гармонично связаны в единое целое. Режиссер далекий от технической темы (в отличие от П,Клушанцева или Р.Викторова;)) например) создает безупречный в техническом плане шедевр. Да делу помогает то, что в изображение регрессировавшего мира надо вкладывать меньше декораицй (но и с в этом выборе тоже заслуга ума режиссера). Пример подобной удачшейшей работы с техникой в отечественном кино демонстрируют дишь два других шедевра: "Планета бурь" и "Солярис". Режиссер далекий от техники связался с ней и сделал все на высшем уровне. Талантливый человек талантлив во всем. (чего не скажешь о фильмах Р Викторова).
Техника в фильме не отвлекает, не приукрашивает его - она часть ткани фильма. Вообще выдергивать что-то и обсуждать что-то отдельно из фильма также дурно и преступно как слова из песни. Кроме того что фильм демонстрирует "дивный новый мир" будущего, он находит отклик в наших сердцах из-за щемящей ностальгии, тоски по Родине, он родной нашим сердцам, так как и герои фильма родные нашим сердцам с их добротой отзывчивостью, умением действовать вместе.

Режиссер в грузинской фамилией высказался о русском характере получше многих прочих с фамилиями на славянский манер.




Интересные факты о фильме:
  • Песня «на речке, на речке, на том бережочке», которую поёт Уэф, когда его увозят в железном ящике на Плюке, звучит во всех фильмах Георгия Данелии, где снимался Е. Леонов, начиная с «Тридцать три» (1965).
  • Известный скрипач Гидеон Кремер попросил композитора Гия Канчели написать пьесу для симфонического оркестра по мотивам музыки «Кин-дза-дза» и «Слёзы капали» (1982), что тот и сделал. Впервые получившуюся музыкальную пьесу исполнили в Германии под названием «Айне кляйне Данелиада» (Маленькая Данелиада). Пьеса была написана так, что по музыке оркестранты во время исполнения несколько раз должны пропеть «Ку», что они делают с большим удовольствием. На эту музыку в Вене был поставлен балет. Там «Ку» уже поёт женский хор.
  • Пепелац, на котором летают герои фильма, делали Г. Данелия и художник-постановщик картины Теодор Тэжик. На свалке самолётов был найден самолёт Ту-104, от которого с большим трудом отрезали хвостовую часть. Затем поставили этот цилиндр в коллектор шестого павильона «Мосфильма», где Тэжик покрыл его пенополиуретаном и офактурил под ржавчину. А откидные двери, колеса и крутящийся "радар" смастерил А.С. Батынков — умелец с «Мосфильма».
    MF: Ту-104 это "гражданская версия" стратегического бомбардировщика Ту-16.
  • Штука, которая внутри пепелаца крутится под потолком — это втулка несущего винта вертолёта.
  • В одном из телеинтервью Г. Данелия рассказал такую историю. Однажды на одном из кинофестивалей к нему подошёл один американский кинорежиссёр и сказал: — Я видел вашу «Кин-дза-дзу!». Потрясающе! У нас в Америке такие спецэффекты очень дороги. Не могли бы вы нам помочь со спецэффектами? — Какие спецэффекты? У нас там не было никаких спецэффектов. — изумился Данелия. — Ну, как же. У вас же там огромная ржавая бочка летает. Разве это не спецэффект? — Нет, конечно же. Нам в министерстве обороны дали гравицапу и поэтому пепелац у нас в фильме летает. Напишите письмо в наше министерство — может они и вам дадут гравицапу.
  • В качестве литературной основы для фильма Данелия планировал взять роман Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ» и перенести его действие в космос./.../ Сам сценарий фильма писался Г. Данелией и Р. Габриадзе несколько месяцев. Многое из него по тем или иным причинам не вошло в фильм (пачка со всеми вариантами сценария весила около 5 кг). Кроме того, сценарий уточнялся, дописывался и переписывался непосредственно во время съёмок фильма.
  • Сцены в пустыне снимались в Туркмении в пустыне Каракумы недалеко от города Небит-Даг в Барсакельмесе.
  • /.../ большое количество костюмов для персонажей фильма было изготовлено из деталей старых лётных костюмов (пружинок, подушечек, тесёмок, сеточек, металлических колечек, нейлоновых мешочков, молний и пр.). Так, пружинки носили во рту эцилопы, подушечки были прикреплены к задам инопланетянок. Нейлоновые мешочки были надеты на ноги пацаков и перевязаны тесёмками, а на голову им были надеты лямочки от лётного костюма.
    источ.

Если Вам понравился этот фильм, то может понравится и 
"Автостопом по галактике" (тоже вышел человек из дома и... пошел мотаться по галактике с полотенцем на плече)

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
- О съемках фильма в серии передач "Тайны советского кино";
--- 
Следующие материалы не применены в статье, но автор пока их не выбрасывает. Сырые и неразработанные идеи (лучше не читать):
- интересно что вся техника в фильме отчественная все все детальки и также как отчественная техника способна завестись простояв 50 лет на постаменте или 30 лет в гаражде эта тоже "просто работает". нижимае и она работает, сделана людьми из народа и для народа, надежна, неприхотлива и ремонтопригодна в поле, как и вся советскская военная техника, демонстрирующая при том свои превосходязие вражескую боевые качества. 
==
апдт 5-05-16

"Бывает, что не угадаешь, как примут твою работу. Помню, когда в Доме кино была премьера фильма «Кин-дза-дза», он провалился. Я видел по глазам зрителей, что не понравился. Хотя понравился моему внуку, которому тогда было шесть лет. Потом был просмотр в кинотеатре «Космос». Перед показом я сказал: «Фильм длинный, двухсерийный. Я сейчас уйду и вернусь к финалу. Кому надоест, не стесняйтесь, уходите. А потом, даже если останется один человек в зале, все равно отвечу на вопросы». Когда я вернулся в кинотеатр, зал был полным. Овация минут на десять.
Были и такие письма: «Куда смотрит государство?! На такую ерунду деньги дают», «Данелия, вы, наверное, с ума сошли. Вам пора лечиться». Но помню и такое послание: «Уважаемый Данелия, мы любим ваши фильмы, они добрые. Многие ругают «Кин-дза-дзу». Не верьте им, фильм прекрасный. Он – о нас, о том, что происходит в обществе, на всем земном шаре. Счастья вам и здоровья. Ученики 4-го класса, город Одесса». У меня это письмо до сих пор хранится. И сейчас много хвалебных слов в адрес фильма.

– Конечно, ведь сегодня эта кинокартина как никогда актуальна. Такое расслоение общества на бедных и богатых, на «патриотов» и «непатриотов». Совсем как в фильме – на чатлан и пацаков."
 источник.

----

В небольшой статье надо объяснить, что в отличие, напр, от Электроника здесь представлены технологии (регрессирующего, но) будущего использованию которых дается не просто логическое объяснение они не просто вплетены в быт инопланетных персонажей - ИМИ можно объяснить всю их жизнь.

нач раб со статьей 2 мая 16 г

1 комментарий:

  1. Кстати, завидую нам, ведь русско-грузинская речевая игра в фильме и образ скрипача (судя по всему политически неактуального грузина из мультика решили удалить - а зря) - практически непереводима и непонятна для иностранного зрителя.
    В ноябре был в Консерватории на концерте эстонского коллектива Hortus Musicus - жаждал услышать средневековой музыки - а они в числе прочего исполнили "Маленькую Данелиаду" Гии Канчели - это музыка из "Кин-Дза-Дза" (естественно, с пением "ку" музыкантами). Пожалуй, кроме как на территории СНГ, в смысл этого музыкального произведения вряд ли где ещё смогут врубиться Сыграли, кстати, очень хорошо.
    05-04-2007 (утащено из инета, я сам давно в Консерватории не был - прим.ред.).

    ОтветитьУдалить