воскресенье, 24 января 2021 г.

Классика и попкорн или Зведные войны и симфонический оркестр (почему ЗВ сокровище мировой культуры)

Давеча смотел кабельное тв в гостях, а там чей то симфонический оркестр исполнял "imperia strike back again" под занавес вышли имперские штурмовики и построились в шеренгу спиной к оркестровой "яме", спустя паузу вышел Дарт Вейдер (в мягком костюме" и зашагал по-оперетточному зловеще (т.е. слишком суетно для ДВ). О чем говорит это событие для меня? Во-первых это подтверждает тот факт, что ЗВ - одно из сокровищ МХК. Ну а впрочих композиция писалась профессионалом и для оркестраюю. Как так получилось что эти вот попкорновые фигуры нарушают строгость концертного зала, что это за фарс? И хотя сейчас никого уже не удивишь нарушением прежних правил, я, все же объясню. ЗВ лишь по форме сказка, на самом деле, в подлинном смысле - это торжество науки, а фантастика - это экстраполяция техники. Хотя пик технических изобретений пришелся на 60е т(на их начало) визуальная их часть дозрелалишь к 80м годам. Со смехом можно смотреть первую реализацию сюжета ЗВ: деревянные макеты, явный след страховочных тросов при "полетах" героев. здесь образец видео 70-х гг тизера Настоящая магия начинается со световых спецэффектов: пламя двигателей, световые мечи, голограмма. Сейчас уже и не вспоминается кто был конкуретном в кинофантастике того времени. Напрягшись можно вспомнить достойного конкурента, безупречного в любом плане - и актерской игры и технической составляющейЮ появившегося (к тому же) раньше ЗВ, но для широкого зрителя "Космическая Одиссея 2001" слишком медленный и "заумный" фильм. Остальные "конкуренты" безнадежно меркнут еред ЗВ. (Не понимаю фанатов Стар Трека - это просто опереточная костюмированная постановка с выпендрежным, пафосным, подчиненным только форме, дизайном корабля) Остальные конкуренты проигрывают еще и потому что предлагали сюжет одной серии, а у зв размах, смысла и масштаба задумки хватило на несколько серий. ЗВ - это песня английскомцу промышленному дизайну. Англию (точнее Великобританию (т.к. она была сильная колониями)) спишнули с лидерского пьедестала совместные услилия США и СССР во 2й мировой войне. (Бои на тихом океане, в Африке и Франции выходят за пределы того, что обозревает Великая Отечественная потому я и употребил термин "вторая мировая"). Прежде именно Англия задавала тон в техническом плане: первый броненсец, танк, подводная лодка. Англия - это традиции и стиль, наверное именно поэтому часть съемок ЗВ происходила именно здесь. Безусловно промышленный дизайн был и в Америке, и во Франции, и в Германии, но именно английский стиль (следы "имперского прошлого"?) пришелся кстати "Звездным войнам".
Интересен еще и такой парадокс: страна только только вот (сравнительно) бывшая лидером технического прогресса (первая задействовавшая радары в воен целях) так и не запустила своего человека в космос, кажется, что здесь и не было своей космической программы. А вот технический дизайн пригодился для съемок космоса. В ЗВ наш зритель впервые видит голограмму в ее практическом применении (видеоконференция), доступ в помещения корабля через электронные ключи, масштабные бои с применением лазерного оружия, использование роботов для коммуникации, передачи данных и для доступа на охраняемые объекты (а не только для того, чтобы формами блеснуть). И все это в комплексе, все этого для одной задумки, а не для того чтобы блеснуть чем то новым и необычным.

 ЗА БИТОГО ДВУХ НЕБИТЫХ.
 Можно было бы порассуждать о значении ЗВ для МХК, для мировой культуры вообще, но я пишу для российского сегмента и потому насчет МХК будет скучновато и блинновато: придется поднимать фильмографию фантастики перед ЗВ, а ее почти никто не видел (да там и смотреть то не на что почти). Для нас, советских людей и ЗВ и "Терминатор" были откровением, революцией, это очень сложно понять людям следующего и последующего поколений. Смысл выражения, вынесенного в заголовок в принципе то ясен: тот кто обжегся, набрал шишек и осторожней и (как бы) умнее благодаря опыту (не все кто в шишках и синяках усваивают уроки ошибок ну да сейчас не о том), однако для понимания феномена (вышеназванных) фильмов нам интересны именно "не битые". Только для людей, видевших прежде "Звездного инспектора", "Через тернии к звездам", "Лунную радугу" и прочую порнографию ЗВ могли стать откровением. Никакого "патриотизма" не хватит, чтобы эти фильмы советской фантастики не превратились в мусор. Я нарочно не упоминаю наши недевры (а это Планета бурь Солярис и Кин дза дза) так как первый был очень давно (и его поколение 70-х-80-х не видело), а последние два больше про смысл (спецэффектов там почти нету). Про мусор получилось не специально. Техника, конечно, пригождалась советскому человеку, но как бы это сказать, была у нас не в почете. В использовании, но не в почете. Редкие ее (гражданские) экземпляры заслуживали внимания и почета... Наверно боялись поизведения техники в культ. ФЕТИШИЗАЦИЯ, культ техники - это все не про нашу филологическую тусовку, а именно филология была развита в СССР. Не психология, ни, тем боолее философия, а именно филология. И поээтуму с Пушкиным все было очень хорошо, а с Фрейдом и Ницше очень плохо. Ну что мог видеть советский человек из достижений техники в своем быту, когда электрическая дрель была в дефиците до середины 80-х, когда на полном серьезе и в 84м и в 86м в хохмагах продавались коловороты и механичские дрели (с большой щшестеренкой, открытой, выходящей за пределы корпуса). Когда на стройке использовалась дрель в 36вольт со специальным преобразователем (не портативным, а стационарным) и знаете для чего и почему - чтоб не утащили домой! В то время как на снимках (по теме дендлиза) мы видим в руках у американских рабочих компактные электродрели. Попросивший и не вернувший вовремя дрель сосед превращался "в персону нонграта", фактически в преступника. Для обзора "достижений" прогресса нужен отдельный пост благодаря которому Вы сможете представить, то, что было в быту у гражан городов не милионников (не москвичей и ленинградцев), но примера с дрелью здесь может и достаточно. Теперь Вы можете представить на базе чего приходилось фантазировать советскому человеку (первому в мире вышедшему в космос, кстати;) правильно база для фантазирования скудная и слабая потому и фантастика Стругацких тоже не очень.... конкуретна номинантам премии Хьюго. Там есть интерсные ходы и задумки, но это все надо было зрительно воплащать, с воображением не у всех хорошо. Короче, (я не очень справился с картиной технобыта 80-х, эмм...) представьте коловорот и Трминатора... калькулятор, работающий от сети и Р2Д2, вооот такие дела. Это только сейчас мы узнаем что первая орбитальная пушка в 1979м году была наша, что решения (оюъединение в моноблок например) электронной части С-300 еще 4 года были недоступны американцам, что подлодка "Лошарик" была недоступна для погони кого бы то ни было из конкурентов, да, военная тайна имеет свои ограничения, но за рубежом с ней было попроще.
Благодаря доступу на "самаолетные кладбища" построена значительная часть интерьеров Чужого и тех же ЗВ, нашим режиссерам даже по великому блату туда было не попасть, исключением был, пожалуй, лиш Георгий Данелия, использовавший хххх для создания пепелаца. Кстати Данелия использовал только отчес=ественные жедезки и создал шедевр фантастики, в последующие 30 лет ни одному из наших режиссеров при всех деньгах и доступе к достижениям технического пргресса ничего и близкого к шедевру создать не удалось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий