пятница, 12 августа 2016 г.

Душа - это произведение тела, а фантастика - произведение техники.

К технике обязательно нужно добавить архитектуру. Возведение небоскребов стало возможным благодаря достиижениям в металлургии, физике материалов и технике сборки и постройки. Облик современных городов и городов будущего определяется как раз архитектурой. Архитектура часто обгоняет существующий прогресс, ну точнее, тот что виден на бытовом,  наиболее распространенном гражданском виде. В СССР даже было еще круче. Застой, развившийся в 60-х плюс радение о невысоких тратах в народном хозяйстве предотвращал смелые и затратные эксперименты. Небосребов в ССР было мало потому как земля была не так дорога как в кап странах. Не было такого, чтобы для народа земля была дорога.
говение и благораспространение разлились в 60-х, однако первыми забили тревогу фантасты, братья Стругацкие написали статью о застое в фантастике (см. ссылку под текстом, сов. экран 1967).

"Доклад, зачитанный А.Н.Стругацким на пленуме Совета по приключенческой и научно-фантастической литературе при Союзе Писателей СССР в мае 1986 года."

на рубеже 60-70х была разгромлена редакция "Библиотеки современной фантастики" см. http://www.rusf.ru/abs/ludeni/publ-15.htm

"Вдруг на рубеже 60-70-х годов все в одночасье переменилось. Редакция была разгромлена."

"За всю вторую половину 70-х годов редакция Медведева выпустила едва десяток названий фантастики."


"можно смело утверждать, что если редакция фантастики в "Молодой гвардии" кое-как и справляется с заданием по количеству, то она безнадежно проигрывает в качестве. Пресса неоднократно указывала на ущербность произведений, "      "Мы с тревогой наблюдали за
работой "Молодой гвардии" в области фантастики, и один из нас принялся добиваться встречи с руководителем ЦК ВЛКСМ по идеологии. После долгих и неприятных отсрочек встреча была назначена.Однако к великому разочарованию А.Стругацкого, товарищ секретарь не счел возможным разговор лицом к лицу, а выслал вместо себя на беседу двух мальчиков-инструкторов, которые с разинутыми ртами от умственного напряжения выслушали навязчивого просителя. Интеллекта их хватило лишь на то, чтобы спросить: а почему, собственно, все замкнулось на "Молодой гвардии"? Нешто нет других издательств? Между прочим, вопрос в своем роде сильный. Мало кому известно, что редакция фантастики в "Молодой гвардии" является по сути е_д_и_н_с_т_в_е_н_н_о_й_ в нашей стране, призванной по статусу своему издавать фантастику без всяких возрастных и тематических ограничений. "Детская литература" ограничена возрастной спецификой. "Знание" мощно отбивается от фантастики, не содержащей научную и технологическую информацию. Об остальных издательствах и "толстых" журналах речи быть не может, там фантастику за литературу по невежеству не считают, предпочитая публиковать унылую "реалистическую" серятину. Так вот, все это оказалось ошеломляющей новостью для разинуторотых мальчиков из аппарата руководителя идеологии ЦК ВЛКСМ. Само собой разумеется, никаких последствий эта встреча не возымела."  

"Примерно в середине 70-х годов над отечественной фантастикой заклубились новые тучи. Против фантастики ополчился Роскомиздат. Государственный комитет РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (судя по положению с издательствами), управляется скверно, однако он вдруг взял на себя цензорские функции."

"По установленному правилу в Роскомиздат поступает рукопись отечественного фантаста (или группы фантастов). Назарова отдает рукопись на рецензирование кому-нибудь из друзей покойного супруга. Назовем их по именам: А.Казанцев, Дм.Жуков, Ю.Медведев, С.Павлов, печально известный Семанов и некий Александр Осипов. Рецензии на авторов, не признающих примат взглядов упомянутых господ на фантастику, как правило, разгромные."

"Впрочем, для того, чтобы получить представление об общем культурном уровне работников Роскомиздата, приведем высказывание заведующего редакцией детской и юношеской литературы товарища Свининникова. В ответ на просьбу руководителя Ставропольского издательства дать его рукопись на рецензию А.Стругацкому товарищ наш Свининников изрек: "Мы Стругацкому не доверяем. Он скрыл в анкетах, что всю войну просидел в японском плену. Там он научился японскому языку и набрался сюжетов". Каков уровень! Полагать, будто трагедия на сопках Маньчжурских и в Цусимском проливе произошла во время Великой Отечественной!"

"Далее. Роскомиздат с подачи Ю.Медведева и официальной властью Т.Куценко попытался раскассировать сборник ленинградских фантастов. Тут они дали маху. Как выяснилось, сборник этот был утвержден ленинградскими учеными и одобрен обкомом. С ленинградским обкомом шутки плохи, и Т.Куценко поспешно втянула бессильные щупальца"

"Дикая история со сборником супругов Лукиных. Роскомиздат без объявления отверг положительные рецензии членов Совета по фантастике Биленкина, Парнова и Войскунского и отдает рукопись на разгром А.Казанцеву. Как уже упоминалось выше, рецензия А.Казанцева, исполненная вульгарнейших политических обвинений и личных выпадов в адрес коллег-фантастов, неприлична."

----- О Клушанцеве (http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1114)
"Главный редактор киностудии «Лентехфильм» в годы работы на ней Клушанцева Валерий Суслов рассказывал: «В кино он был своего рода как Никола Тесла в электротехнике, потому что для выполнения сложнейших технических задач находил всегда неожиданные и не требующие больших затрат уникальные решения. О космосе этот человек, казалось, вообще знал абсолютно всё. На студии его считали не от мира сего."

"Показывая в кино возможности космической техники (скафандры, оборудование межпланетных станций и кораблей, наземных комплексов и т.д.), Клушанцев шёл в ногу с абсолютно засекреченными работами, не зная о них. Он даже был вызван в КГБ для объяснения, откуда, например, ему известна использованная в его макете «пакетная» компановка из боевых ракет, которая готовилась для первых полетов в космос. Клушанцев показал расчеты по формулам Циолковского, объяснил логику своих конструкторских рассуждений, как, исходя из простого принципа экономии денег и времени, достигнуть нужной скорости ракеты. Все было настолько четко и убедительно, что от него, в конце концов, отстали."

"Клушанцев придумал десятки разных усовершенствований, изобретений и уникальных приспособлений: специальные камеры для подводной съёмки, для съёмки с воздуха, «призму Клушанцева», комбинирование мультипликации с живой натурой и многие другие абсолютно новые киноприемы. В своих фильмах 1950-х и начала 1960-х годов Клушанцев предвосхитил многое из того, что десять, двадцать и тридцать лет спустя осуществила русская и зарубежная космонавтика - выход в космос, стыковка станций и высадка космонавтов на внеземных объектах. Однажды выяснилось, что макет ракеты Клушанцева оказался очень похож на проект Королёва, который с огромным удовольствием посмотрел позже фильм Клушанцева, слушая его комментарии. «Если бы не любовь к кино, я обязательно был бы рядом с Королёвым» - говорил позже Клушанцев, и бережно хранил письмо Королева, написанное ему лично за неделю до ухода из жизни Генерального конструктора."

"В картине «Вселенная», снятой в 1951 году, Клушанцев пытался соответствовать всем существовавшим тогда канонам жанра, осторожно вводя в свой фильм элементы фантастики и фантазии. Фильм «Вселенная» можно было назвать родоначальником принципиально нового для СССР жанра – гармоничной смеси научно-популярного фильма с фантастикой. Рассказ о Вселенной вообще, и Солнечной системе в частности, переплетался в этой картине со смелыми гипотезами о прошлом и будущем Вселенной, а визуальный ряд картины заставлял зрителей затаить дыхание. Картина «Вселенная» Клушанцева стала первым научно-популярным фильмом, удостоившихся призов на престижных международных кинофестивалях, она получила премию Международного кинофестиваля в Карловых Варах в 1952 году, и диплом IV МКФ в Париже.

В 1957 году в фильме «Дорога к звёздам» Клушанцев разработал свой фирменный стиль подачи материала. В этой его работе соединились научно-популярное кино, документальное кино и научная фантастика. Фильм «Дорога к звёздам» был снят по сценарию инженера-авиаконструктора и писателя Бориса Ляпунова, который сначала со своим сценарием обратился на «Мосфильм», и где ему сказали, что снять фильм по этому сценарию невозможно, пояснив, что в мире пока еще нет такой технологии съемок. И тогда Ляпунову посоветовали обратиться за помощью к Клушанцеву."

САМ: " И вот я еду на обсуждение сценария в Москву, в кинокомитет, от которого зависела судьба фильма: быть ему или не быть. Мнение начальства было резко негативным. Мне говорили, что тема фильма неактуальна, что человек выйдет в космос не раньше, чем через 100-200 лет. А у научно-популярного кино сейчас другие задачи и лучше бы мне взяться за создание фильма о повышении урожайности сахарной свёклы. В общем, мы столкнулись с полным непониманием чиновниками положения в науке того времени и абсолютным неверием в наши технические возможности.Фильм «Дорога к звёздам» был чрезвычайно трудоёмок, так как строился почти целиком на комбинированных съёмках, требующих очень сложных декораций, изготовления большого количества специальных технических приспособлений, внедрения новых методов киносъёмки. Нужно было построить десятки тщательно выполненных макетов космической техники, которой ещё никогда не было. Для проектирования всего этого мы привлекли к работе лучших студентов старших курсов Института авиационного приборостоения, макетчиков худфонда СССР, инженеров различных НИИ и заводов, опытных пиротехников, учёных Пулковской обсерватории. Это была изнурительная, титаническая работа, которая выматывала съёмочную группу и раздражала начальство, потому что вместо 15 – 20 полезных метров за съёмочный день, мы выдавали в лучшем случае 5 – настолько сложны были сами съёмки и подготовка к ним занимала уйму времени, которое никто в плановом отделе Главка и, естественно, студии не учитывал». "

""У Клушанцева были постоянные конфликты с руководством студии – во время работы над любым документальным фильмом нормой считалось 10-20 метров полезного материала за съемочный день, а Клушанцев выдавал не больше пяти. Руководство студии было и само не радо, что утвердило этот странный проект. Но все изменилось 4 октября 1957 года. Фильмом заинтересовались на самом верху. Снова начались конфликты, но уже совсем другого рода. «Когда же фильм будет, наконец, закончен?» - настойчиво интересовалось начальство. К началу космической эры съемки фильма были практически завершены, а с монтажом Клушанцев уложился к «красному дню календаря». Картина была снята, но один курьезный случай едва не задержал ее выход на большой экран. На генеральном просмотре министр культуры Фурцева потребовала вырезать из фильма фрагмент, в котором героиня, оставшись одна на орбите и думая, что разведэкспедиция погибла, плачет. Мотивировка министра была убийственной: «Советская женщина-космонавт не может плакать!».

"Клушанцев позже рассказывал: «Они боялись этого фильма, потому что он резко отличался от всего, что до сих пор делалось в кино. Нам предстояло создать практически реальную обстановку того, что ещё никто никогда не видел: мир холодного и бескрайнего космоса, ракеты, способные преодолеть земное тяготение, таинственную невесомость и показать в ней вживую работу экипажа, выход человека в космос, доставку на околоземную орбиту узлов огромной орбитальной станции, её сборку и работу учёных в самой станции. Наконец, в финале фильма, на Луну плавно садится специальный модуль и человек, посланик Земли, совершает первый, осторожный шаг по планете, которая ещё вчера казалось нам абсолютно недоступной».

Успех картины «Дорога к звёздам» был ошеломляющим – фильм шел в прокате по всему миру."

"4 октября 1957 года Советский Союз осуществил успешный запуск на орбиту первого искусственного спутника Земли. Как раз к этому дню мы практически закончили работу над фильмом. Что тут началось… С утра до вечера телефонные звонки из Москвы – дать зелёный свет группе Клушанцева, сделать всё возможное для скорейшей печати первой копии и немедленно доставить её в Кинокомитет. За несколько дней мы оперативно отсняли новый эпизод – полёт спутника над городами планеты, и уже 7 ноября фильм с огромным успехом начал демонстрироваться на экранах страны, да и всего мира. Он был с лёта, без всякой рекламы и показа на кинорынках, продан в десятки стран - настолько ошеломителен и неожидан был этот технический прорыв нашей страны. Большей удачи нам, создателям «Дороги к звездам», и желать было нельзя!»"

"Картина «Дорога к звёздам» имела большой успех не только в СССР, но и на Западе, её купили для показа в США, где она была показана на канале CBS в рамках сериала «20-й век». Эту картину увидел Стэнли Кубрик, который был восхищён мастерством русского режиссёра. В своей картине «Космическая одиссея 2001 года» Кубрик применил клушанцевский «эффект невесомости», и позже в интервью рассказывал, что без «Дороги к звёздам» не было бы его «Космической одиссеи», и что именно Клушанцев в своей работе «подсказал» Кубрику многие технические находки «Одиссеи»."

"В 1959 году Клушанцев захотел поставить научно-фантастическую игровую ленту об экспедиции на Луну. Режиссер подал заявку на фильм «Лунный камень», проект был утверждён и поставлен в план производства «Леннаучфильма». Сценарий было предложено написать писателю Александру Казанцеву и сценаристу Михаилу Витухновскому. По сюжету три космических корабля из трех стран – Советского Союза, США и ФРГ отправлялись на Луну за образцами лунного грунта. Все корабли периодически попадали в аварийные ситуации и космонавты из разных стран приходили на помощь друг другу. Павел Владимирович всегда и везде подчёркивал: у человечества одна планета, один общий дом и освоение космоса может сплотить народы мира на благо всех людей. Но верхушка ленинградского обкома КПСС, куда директор киностудии привёз сценарий для ознакомления, смотрела на это по-иному: «Какое международное сотрудничество? Какая дружба между Советским Союзом и странами дикого капитала? Вы что на студии совсем сдурели и потеряли партийную бдительность?! А Луну мы завоюем и так, сами»."

"Результат их работы над сценарием «Лунного камня» не удовлетворил Клушанцева, после чего назрел нешуточный конфликт между режиссёром и сценаристами. В результате сначала из проекта со скандалом вышел Витухновский, а за ним и Казанцев. Но доведённый до нервного срыва Клушанцев уговорил Казанцева вернуться и переделать сценарий. В результате в основу фильма была положена повесть Казанцева «Планета бурь», а герои фильма вместо Луны отправились впервые в истории кинофантастики осваивать Венеру. В павильонах были смонтированы венерианские пейзажи, на заводе ЗИЛ был заказан венерианский вездеход, с макетами космических кораблей у Клушанцева к тому времени проблем уже не возникало. Технологии комбинированных съемок, примененные Клушанцевым в этом фильме, намного опережали свое время."

"Фильм «Планета бурь» вышел на экраны СССР в 1961 году, и сразу стал настоящим хитом. Появление картины совпало с полётом Гагарина и повальной увлечённостью космонавтикой, покорение планет виделось не за горами, и Клушанцев предложил зрителю познавательную и увлекательную картину - как это может начать происходить в недалёком будущем. Для Георгия Жжёнова работа над ролью в «Планете бурь» стала дебютом в кино после возвращения из лагерей. "

"и робот «Железный Джон», ставший объектом зависти голливудских кинематографистов. «Железного Джона» в советском фильме играл придуманный Клушанцевым шарнирный робот."

"Визуальный ряд картины не уступал голливудским научно-фантастическим лентам тех лет, но характеры и взаимоотношения мало интересовали Клушанцева, который создавал «Планету бурь» для популяризации космонавтики. Со своей задачей режиссёр блестяще справился – картина «Планета бурь» была куплена 28 странами, и имела колоссальный успех в США. Правда, оригинального фильма Клушанцева американские зрители не увидели."

"«Планета бурь» и позже служила американцам примером для подражания и в более поздние времена прямые заимствования из фильма Клушанцева были замечены в картине «Красная планета», снятой в США в 2000 году. Такая же судьба постигла и другой советский фильм «Небо зовет», снятый в 1959 году. Там от советского оригинала остались только космические сцены, а сам сюжет был радикально переделан – действие фильма разворачивалось после ядерной войны, были добавлены сцены с монстрами, которых не было, и быть не могло, в советском фильме."

"Невзирая на успех фильма «Планета бурь» и его международное признание, советские критики не оставили от фильма камня на камне. В результате Клушанцев перестал снимать игровые фильмы и продолжил заниматься созданием научно-популярного кино. Он снял фильмы «Луна» в 1965 году и «Марс» в 1968 году. "

"Это были не просто фильмы, рассказывающие об этих планетах - это были фильмы об их освоении. Клушанцев продолжил совершенствовать свою методику создания спецэффектов. Для «Луны» были сделаны макеты «разумных» роботов, исследующих лунную поверхность. На 4 Международном фестивале фантастических фильмов в Триесте фильм «Луна» был удостоен высшей награды – Золотой Медали. Французский журнал «Пари Матч» вышел с разворотом, на котором были кадры из фильма и сенсационный заголовок «Русские уже на Луне!»."
"Но на Луне первыми были не русские, и поэтому после 1969 года этот фильм был отправлен на полку. Павел Клушанцев рассказывал: «Луне» не повезло с политикой."

"Для Брежнева и его команды, сместивших Хрущёва, это событие стало нокаутом. Дело в том, что Хрущёв был не намерен уступать Кеннеди. И он поставил перед Королёвым задачу: быть на Луне первыми. Наша отечественная «Лунная программа» опережала программу «Аполлон» месяцев на шесть. Но внезапная смерть Сергея Павловича в 1966 году спутала все планы. Достойной замены Королёву с его знаниями и организаторским талантом в Советском Союзе не нашлось. «Лунную программу» начала заедать ведомственность, сверхсекретность технологий двойного назначения и, что говорить, привычная русская расхлябанность. Эту гонку на её финишном этапе мы вчистую проиграли американцам."

"В 1970 году Клушанцеву было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он не только снимал фильмы, но и писал научно-популярные книги, но в 1972 году Павел Клушанцев неожиданно ушел на пенсию. О том, как это случилось, рассказывал главный редактор «Леннаучфильма» В.А.Суслов: «Другие цивилизации постоянно будоражили мозг Клушанцева. Он не раз говорил мне, что очень хочет снять фильм об этом и подспудно готовился к такой работе, был участником всех международных симпозиумов по проблемам внеземных цивилизаций, если они проходили на территории СССР. На одном из них он блестяще выступил с большим докладом по вопросам CETI - радиоконтактов с другими мирами. Клушанцев написал очень интересный сценарий фильма «Люди на звёздах» и мы включили тему в план. Но в 1972 году на студию пришёл новый директор, режиссёр с «Ленфильма» В.Аксёнов, который начал большой «перетряс» кадров. «Старикам» в унизительной и ультимативной форме практически указали на дверь. Вскоре и я был вынужден покинуть студию «по собственному желанию». А тема Клушанцева «Люди на звёздах» вообще исчезла из плана по причине «кинематографической неполноценности темы». 27 лет, до самой своей кончины в 1999 году, Клушанцев не переступал порог студии, которую всегда считал своим главным домом, и которая повернулась к нему лицом злобной мачехи. Все приспособления и макеты к его фильмам - уникальные творения мозга режиссёра и изобретателя, были постепенно уничтожены. И в который раз Клушанцев не сломался. Всё, что он знал и хотел сделать в будущем, Павел Владимирович воплотил в своих великолепных детских книгах, переведенных на 16 языков: «О чём рассказал телескоп», «К другим планетам», «Станция Луна», «Отзовитеcь, марсиане!», «Дом на орбите», «Одиноки ли мы во Вселенной?». Последняя книга была литературной интерпретацией его мечты – непоставленного фильма «Люди на звёздах». Буквально перед отъездом в США я принёс Павлу Владимировичу ещё пахнущую типографской краской авторскую пачку брошюр «Дорога к звёздам» - одна из моих картин». Практически ослепший после непрофессионально сделанной операции на глазах, он бережно прижал её к груди и тихо, но уверенно сказал: «И всё-таки мы полетим к звёздам! Обязательно полетим!».

Про Клушанцева забыли в СССР, но вклад режиссера в развитие мирового фантастического кино не забыли за пределами нашей страны. Когда в годы перестройки Советский Союз посетил Джордж Лукас, он попросил организовать встречу с Павлом Клушанцевым. «А кто это такой?» - удивились чиновники от кино. Скудные сведения о Клушанцеве нашлись в научно-исследовательском институте кино: «Павел Клушанцев? Да, такой режиссёр работал на киностудии «Леннаучфильм», в 1972 году вышел на пенсию, и с этого времени профессиональной деятельностью не занимается».

В апреле 1992 году с Клушанцевым связался обладатель двух Оскаров в номинации «визуальные эффекты» Роберт Скотак, писавший книгу о комбинированных съемках и спецэффектах. В ходе работы над книгой он внимательно пересматривал все фильмы Клушанцева и для него остались неразгаданными около 50 приемов, примененных советским режиссером. Клушанцев отправил Скотаку бандероль с чертежами и детальными описаниями. Но даже такие исчерпывающие ответы не устроили американского мастера спецэффектов, и он сам приехал в Санкт-Петербург, чтобы лично встретиться с легендой фантастического кино.

В 1995 году, во время 85-летнего юбилея Павла Владимировича, в США, на канале Discovery вышли две передачи о Клушанцеве, подготовленные Скотаком, а журнал «American cinematographer» опубликовал две обширные статьи «Клушанцев – российский мастер фантастики», где Скотак детально раскрыл весь творческий путь русского режиссера-подвижника, и поставил его в один ряд с мастерами мирового кино Джорджем Мельесом, Вильямом Камероном и Джорджем Полом. Скотак писал, что появлению на экранах удивительно реальных и масштабных сцен в космосе мир обязан не «Звёздным войнам» и Стенли Кубрику, который снял свою «Космическую Одиссею» гораздо раньше «Звездных войн», а именно Павлу Клушанцеву и его грандиозному, беспрецедентному космическому киносериалу «Метеориты» в 1947 году, «Вселенная» в 1951 году, «Дорога к звёздам» в 1957 году, «Планета бурь» в 1961 году, «Луна» в 1965 году и «Марс» в 1968 году. Тем временем сам мастер был фактически отлучен от кино и на жалкую пенсию доживал с женой свой век в небольшой комнате в коммунальной квартире.

Российские средства массовой информации не заметили 85-летие мастера научно-популярного кино, и вспомнили о нем лишь к 90-летнему юбилею. На российском телевидении был показан фильм «Павел Клушанцев – к звездам!», снятый учеником Клушанцева Алексеем Ткаля."

-------------
 Один из признаков культового кино – наличие сплочённых почитателей даже если критики своими рецензиями фильм разгромили, а в прокате он провалился.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
почему нет кинофантастики - статья стругацикх (2.1.029. Почему нет кинофантастики // Сов. экран. - 1967. - № 3. - C. 8.)