понедельник, 22 февраля 2016 г.

2015 год Голосовое беспилотное авто

2015 год

Голосовой автомобиль без приборной панели стартует сегодня утром

Первый автомобиль без циферблатов, датчиков и ручного управления уже можно купить. Заимствуя технологию, испытанную в аэронавтике, автомобильный мир запускает голосовое управление и отменяет приборную панель. Вся информация проявляется на ветровом стекле, а регулировка производится при помощи голоса.

У нее гордый вид, у новой «Сензазьон». Ее первый покупатель не поверил своим глазам и просто онемел! Место спереди оборудовано тремя сиденьями, широкое ветровое стекло и мини-руль, похожий на те, которые устанавливаются на автомобилях «Формулы-1». Нет ни одного датчика, ни циферблата, ни рычага. Команды отдаются при помощи голоса с нулевым риском ошибки управления. Вся информация читается в цветной двойной экспозиции на ветровом стекле, точно как в самолетах-истребителях. Это переломный момент для всех влюбленных в автомобиль, который наследует также и регулятор скорости, теперь ставший очень распространенным, и автоматическую коробку передач, принятую окончательно. Можно подумать, что скоро для управления автомобилем руки будут вообще не нужны! Для Дирекции дорожной безопасности это очевидный прогресс, поскольку автомобилист при такой помощи может сконцентрироваться на вождении. Двадцать лет поисков понадобилось для создания
новой модели «Сензазьон». Перед тем как запустить ее в продажу, была проведена гигантская информационная кампания, сопровождаемая бесплатными тренингами. В самом деле, выпускать на дороги неопытных водителей — это весьма затруднительно. Нужно сказать, что технология многих может застать врасплох! «Нам предложили занятия на тренажере, точно как если бы мы собирались пилотировать самолет. И все это под контролем инструкторов автошколы», — уточняет покупатель, пришедший принять доставку этой новой маленькой драгоценности. Самое поразительное — это отсутствие приборной панели и появление «визирования с поднятой головой», названного англосаксами «Head Up Display». Эту поразительную концепцию первым выдвинул «БМВ» десять лет назад. Отталкиваясь от принципа, что водитель, желая посмотреть на спидометр, не должен отрывать свой взгляд от дороги, инженеры решили спроектировать на ветровое стекло всю основную информацию, относящуюся к управлению автомобилем. Сев за руль, водитель может контролировать свою скорость или расход топлива, не отводя глаз от дороги. Многочисленным датчикам пришел конец. Другое крупное нововведение — появление радионавигации GPS в серийных авто-
-45-

мобилях. Водитель, который запрограммировал пункт назначения, теперь будет просто следовать в направлении, указанном стрелками. Ему уже не надо отвлекаться на экран, расположенный ниже его поля зрения. Кроме текущего считывания информации с ветрового стекла, появляются и другие новые функции. Самая невероятная из них — голосовое управление. Отныне возможно программировать свою систему управления исключительно голосом. Только подумать, какой долгой и утомительной была эта работа еще десять лет назад! Теперь достаточно сказать вашей GPS, что вы хотите подъехать к дому №13 на улице Гувернер в городе Ножан-ле-Ротру и что вы отъезжаете от дома № 18 на проспекте Республики, город Париж. Система программирует маршрут за 15 секунд, выдает вам реальное время в пути и «подводные рифы», которые нужно обойти в случае сильной загруженности дороги. Какой хороший попутчик! Голосовое управление позволяет сэкономить движения, бывшие до сих пор автоматическими, но раздражавшими водителя. Например, включение фар в темноте теперь осуществляется голосовой командой. «Дворники», которые нужно было включать при первых каплях дождя, теперь подчиняются голосу водителя.

Конструктор также предусмотрел некоторое количество настроек, подчиняющихся голосу. Среди них включение аварийной сигнализации, регулировка зеркал заднего вида, регулировка температуры в салоне, оттаивание стекол. Только указатель направления остается ручным, и совершенно очевидно почему! В свою очередь, машина спрашивает водителя о его любимых настройках. Можно поправить положение сиденья, прежде чем трогаться с места. Такая технология стала возможной благодаря прогрессу, мощности произведенных расчетов и падению цен в информатике. Развертывание этой технологии оказало потрясающее воздействие на электронное построение автомобиля. Добавим немного черной краски в картину: пришлось учитывать привычки клиентов. Очень много таких, кто не желает разговаривать, управляя автомобилем. Есть такие, кто плохо произносит слова, или те, кто говорит с акцентом. Все это было предусмотрено программным обеспечением, установленным в машине.

Одна клиентка, сопровождающая мужа на церемонию получения ключей, волнуется: «Мне интересно знать, сможет ли эта машина распознать голос хозяина, если у водителя ангина или просто болит горло»? Ответ продавца: «Записывающее устройство запоминает все тональности голоса. От самой низкой до самой высокой. Практически невозможно, чтобы машина не распознала голос, даже самый слабый». Прогресс в этой области просто изумляет! Какими бы ни были акцент, голос или тональность, словарь голосовой узнаваемости способен идентифицировать каждое слово. Таким образом, машину может водить много разных людей. Можно передать управление супругу, и ему не нужно будет заново программировать свой голос. Это также касается тех, кто сдает машины в аренду, они могут спокойно сдавать эти умные машины без дополнительных манипуляций.

Система узнает и иностранные слова — точно как программное обеспечение распознавания слов, используемое в личных компьютерах. Достаточно просто выбрать свой язык в меню. Таким образом, русский, будучи проездом в Париже, сможет арендовать автомобиль и будет им понят без проблем.
-46-

Появившись в 1970-х годах, система распознавания голоса явилась технологией, которая смогла пробить себе дорогу к массовому зрителю через мобильные телефоны и информатику. В области машиностроения поиски уходят в середину 1990-х годов. «Рено» усердно участвовал во многих европейских программах с целью получения единого образца, чтобы голосовое узнавание можно было использовать серийно. Титанический труд, когда понимаешь, что автомобиль — это самая враждебная среда для идентификации голоса. Неудобств очень много: микрофон удален ото рта, шум мотора, включенное радио, не говоря уже о жаре и вибрациях, которые влияют на микропроцессоры. В 2000 году степень достоверности достигала 97%, когда двигатель был выключен, но снижалась до 60%, когда автомобиль был в движении.

Именно эту технологию и надо было усовершенствовать. На моделях, выпущенных в 2004 году, система могла узнавать от 1500 до 3000 слов. Теперь ограничений нет. Микрофоны просто не нужны: водительское кресло просто нафаршировано невидимыми датчиками.

Параметры устанавливает конструктор, согласующий со своим клиентом ключевые слова и функции, которые ими задаются. Новый факт: клиенты, купившие эту новую модель, теперь не закрываются в комнате записи на время задачи параметров всех вариантов голоса. Все делается на экране компьютера. Риск ошибки интерпретации исчез с появлением загрузки голосовых повторений. В целом понадобилось более тридцати лет, чтобы довести до толка эту технологию. Ее первый прототип в 2000 году нуждался в персональном компьютере, расположенном в багажнике! Этот прогресс позволил возобновить использование мобильного телефона в машине в то время, когда большинство европейских стран запретили разговаривать по телефону за рулем. Даже и тут узнавание голоса творит чудеса после усовершенствования телефона, управляемого голосом,

Осталось отметить появление нового типа руля, призванного совершить переворот в управлении автомобилем в условиях города. Повороты руля уступили место помощи понижающей передачи, очень удобной в городе: достаточно наклонить руль вправо или влево, чтобы произвести боковую парковку. На автостраде ощущение остается таким же, как от рулей прошлого. «Сенза-зьон» не захотела смущать автомобилистов.

Одно совершенно точно: этот автомобиль — это сосредоточение инноваций, которые ассистируют водителю как никогда раньше. Но он все же остается единственным повелителем на борту — «чтобы автомобиль всегда оставался удовольствием», как напоминал нам об этом один известный французский конструктор еще двадцать лет назад!

Источники:
- Head Up Display de Siemens VDO Automotive
- Programmes de reconnaissance vocale: Vodis, Bosch R&D, SENECA, Temic et Scansoft, equipementier Johnson Controls.
- 47 -
ИСТОЧНИК:  книги Эрика де Редъемартена "Изобретения XXI века, что изменят нашу жизнь"