пятница, 1 июля 2016 г.

Гавайский эксперимент (плавучие города)

Растущие города безжалостно пожирают природный ландшафт. Так формировались Нью-Йорк и Лондон, Париж и Токио. В скором времени точно так же будут расширяться тысячи других безымянных городов, не занесенных в перечни крупнейших метрополий мира, ибо их стало чересчур много. Впрочем, вряд ли какой город станет уже претендовать на столь сомнительную роль серого, безликого гиганта.

Остановим, читатель, наше внимание на Гонолулу. Очень многие продолжают считать столицу Гавайских островов волшебным, идиллическим городом, расположенным в самом центре тихоокеанского рая. В 1977 г. островной штат США израсходовал на цели городского строительства более 4 млрд. долл. В 1981 г. эта сумма должна увеличиться вдвое. Почти с уверенностью можно назвать тот момент, когда многочисленные шоссе, дороги и дома сплошь усеют главный остров архипелага. В 1977 г. в Гонолулу
-235-

побывало почти 7 млн. туристов. Но как только серые железобетонные громады подавят собой всю прелесть и очарование прежнего Гонолулу, их число резко сократится, и мир лишится еще одного очаровательного уголка живой природы.

Но архитекторы-планировщики, работающие в местном университете, и в их числе Хьюг Бургес и Киёнори Кикутаке, сумели увидеть и распознать надвигающуюся опасность,
разработали конкретные меры по предотвращению угрозы благополучию города. Хорошо известно, что 2/з поверхности Земли — это воды Мирового океана. И по мнению все тех же градостроителей, там достаточно места для размещения населения нашей планеты, численность которого непрерывно растет. Именно использование Мирового океана для этих целей предоставляет архитекторам возможность создать совершенно новую форму города, новую с двух точек зрения. Морские поселения станут плавучими городами. Но не этим они отличаются от наших обычных, «сухопутных» городов. Во всяком случае, не в первую очередь. Это — одна из отличительных черт, но не главная. Основное здесь то, что эти города будут трехмерными.

На первый взгляд может показаться, что трехмерными являются и наши современные города с их жилыми и административными зданиями-небоскребами. Но на самом деле это «пленочные» города, растущие в основном вширь. Представьте себе, что вам понадобилось попасть с 48-го этажа одного административного здания на 62-й этаж соседнего. Проделывая этот путь, вы вначале спуститесь вниз, на первый этаж. Иного пути попасть в другое здание у вас нет. Что касается плавучих городов, то архитекторы хотят сделать их «слоеными», в пять или шесть уровней.

Подобная планировка города имеет решающие преимущества. Разрастанию городов вширь в значительной мере способствует возведение зданий, которые для формирования города в целом необходимы, но которые никакой прямой выгоды его жителям не дают. Здесь имеются в виду такие сооружения, как склады, газгольдеры, трансформаторные подстанции, бойни, заводы-автоматы и многое другое. Нам приходится их то обходить, то объезжать. Таким образом, помимо пространства, они крадут у нас еще и время. В трехмерном городе архитекторы разместят их в «цоколе», до которого вовсе не доходит солнечный свет, а это значит — под водой. По той же причине размеры плавучих городов окажутся намного меньше. И наконец, как полагают их создатели, и жить в этих городах будет удобнее и приятнее.
модель плавучего города у побережья одного из Гавайских островов
Бургес и Кикутаке создали модель плавучего города на 15 тыс. жителей. Все то, с чем человеку ежечасно, ежеминутно приходится иметь дело в повседневной жизни, в таком городе располагается весьма компактно. Пусть читатель представит себе площадь круга, радиус которого измеряется всего-навсего десятью минутами ходьбы. Вот на столь небольшой площади будут находиться и ваша квартира, и ваше место работы, и кабинет вашего домашнего врача,
-236-

и школа, в которую пойдут ваши дети, и суперсам, и книжный магазин, и спортивные площадки, и бассейны, и места отдыха, и театр, и, наконец, квартира ваших друзей. Надобность в легковом автомобиле, автобусах и трамвае полностью отпадет. Единственными средствами траспорта станут бесшумные и не отравляющие атмосферу лифты, эскалаторы и движущиеся тротуары. С ними и тяжелая ноша нипочем.

Связь с материком и между городами будет поддерживаться с помощью судов на воздушной подушке или на подводных крыльях, подводных лодок и вертикально взлетающих сверхзвуковых реактивных самолетов. Несмотря на высокую плотность населения, плавучие поселения создадут, по мнению архитекторов, больше возможностей для развития индивида, чем традиционные города. В распоряжении семьи, в которой двое детей, будет находиться участок «земли» площадью 1000 м2, полностью недоступный для любопытных и нескромных взглядов. С него же откроется прекрасный вид на море и виднеющуюся вдали сушу. Город не стоит на месте, он плавает. Поэтому панорама будет постоянно меняться. Вместе с тем и лучами солнца станет освещаться то одна, то другая сторона дома. Расходы на создание платформы, поддерживаемой на плаву гигантскими поплавками, вне всякого сомнения, будут высокими. И тем не менее цена одного квадратного метра площади под застройку окажется здесь существенно ниже, чем в центре плотно заселенного «сухопутного» города. Та или иная конструкция городских строений со временем может прийти в негодность. В таком случае ее легко можно будет заменить на другую, поскольку весь город будет сооружен из сборных строительных деталей. Отжившая свой срок конструкция уйдет на дно моря, на глубину нескольких сотен метров. Морские города будут чистыми. Выхлопных газов не будет, а сам город явит собой полную гармонию с окружающей средой.

А не окажется ли подобное искусственное создание чересчур «стерильным»? Вовсе нет, утверждают авторы проекта. Многочисленные небольшие кафетерии и уличные кафе, число которых в наших сегодняшних городах вот уже на протяжении полувека непрерывно уменьшается, будут всячески способствовать установлению более тесных контактов между людьми. Чем-то они станут напоминать уютные кафе старой Вены или крохотные ресторанчики, которыми буквально кишели бульвары Парижа конца прошлого века. Широкие возможности занятия спортом, развитая индустрия досуга (например, подводные аквариумы и океанариумы), морское «садоводство» и т. п. позволят избежать однообразия жизни в подобных городах. Они же помогут снять накопившееся за день напряжение. Тот же, кто не может обойтись без столь близких его сердцу гор и лесов, может отсюда добраться до них скорее, чем из своей теперешней квартиры, находящейся в самом центре города. Ему не придется в своем автомобиле ползти с черепашьей скоростью по дорогам, по которым сплошным потоком
-237-

идут и идут машины. В считанные минуты быстроходное судно на воздушной подушке доставит его на сушу, лежащую в 10—20 км от города. Ему не нужно будет опасаться того хаоса, который царит на наших магистралях, по которым тысячи и тысячи людей едут на уик-энд за город. Дороги в море буквально всесущи и вездесущи.

Не правда ли, фантастическая картина. Появятся ли вообще подобные города? И все ли в них будет так, как о том говорят архитекторы? Да, появятся. И даже очень скоро (см. ил. 121). Такой город построят в море, в 5,5 км от Вайкики. На его сооружение пойдет 28 специальных плавучих конструкций, каждая из которых будет поддерживаться гигантскими железобетонными поплавками, на 30 м уходящими в воду, а также целый ряд кольцеобразных элементов, каждый диаметром 720 м.

Будущее покажет, насколько оправданным окажется строительство плавучих городов. Здесь же следует обратить внимание на то обстоятельство, что авторы проекта немало размышляли о той функции, которую должен выполнять такой город. В связи с этим они предлагают на первых порах строить строго целевые города. Это могли бы быть, например, морские фермы, океанографические исследовательские центры, студенческие городки, рабочие поселки в районах добычи руд со дна моря, наконец, города-ярмарки, города-выставки. Например, в планы архитектора Юстуса Дахиндена входит создание крупного плавучего отеля в Средиземном море вблизи Афин. Океанолог Ханс Хасс намеревается создать нечто подобное у берегов Испании, правда под водой. На первых порах, по-видимому, целесообразнее использовать плавучие города под выставки и ярмарки, ибо уже сама диковинная «новинка» станет той достопримечательностью, которая вызовет большой поток туристов со всего света. Почему же в таком случае в них не могут жить организаторы выставки, а также многочисленный персонал различных учреждений, транспортной службы, ресторанов, электростанции, больницы и т. д.?

Первый плавучий город явится специфическим экспериментом. Поэтому отнюдь не обязательно, чтобы он сразу стал идеальной формой заселения громадных пустующих пространств Мирового океана. Это будет лишь первый шаг, сделав который мы сможем поселить в море около 10% населения земного шара, которое в XXI в. составит 10 млрд, человек. В 3000 г. в таких городах, возможно, станет уже проживать 90% всего человечества.
-239-
Источник: скан кн. Зодчие XXI века, НО ЦВЕТНЫЕ иллюстрации с сайта Блог Л.Хорт..

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
- Подводные виллы (Дубайский проект)