вторник, 7 ноября 2017 г.

49 малоизвестных фактов о "Бегущем по лезвию 2049"


1. Идея книги пришла Филипу Дику в 1962 году, когда он собирал материалы для романа «Человек в высоком замке» — антиутопии, в которой Германия выиграла Вторую мировую войну. Писатель получил доступ к архивным документам тех лет, включая дневники сотрудников печально известной службы СС. Бесчеловечная жестокость и отстраненность этих записей натолкнули его на мысль об андроидах, которые лишь внешне похожи на людей.

2. В книге Дика нет слова «репликанты» — роботы с человеческими чертами названы там андроидами. Термин «репликант» придумала дочь одного из сценаристов, которая, будучи микробиологом, познакомила отца с процессом репликации клеток.

3. В романе подробно описано практически полное вымирание животных, в связи с чем обладание и уход за ними фактически является обязанностью. Чем более редкий экземпляр приобретает человек, тем выше его статус. Многие покупают искусственных животных, если не могут позволить настоящих. В фильме вымирание животных упоминается лишь вскользь.

4. Новые издания книги «Мечтают ли андроиды об электроовцах» имеют подзаголовок Blade Runner.

5. В книге нет не только репликантов, но и блейдраннеров. Сценарист Хэмптон Фэнчер позаимствовал термин у Уильяма Берроуза.

6. Берроуз — знаменитый писатель-постмодернист, один из прародителей киберпанка. Его книга 1979 года называлась Blade Runner: A Movie («Блейдраннер: Кино»). Название так понравилось Ридли Скотту, что права на него были выкуплены при подготовке к съемкам.

7. При этом Уильям Берроуз также не был автором термина. Фантастический роман Bladerunners («Блейдраннеры») опубликовал в 1974 году доктор медицинских наук и писатель-фантаст Алан Нурс.


8. В книге Нурса описано далекое и загадочное будущее — Нью-Йорк 2009 года. Миру угрожает перенаселение, поэтому тоталитарное правительство взяло курс на евгенику — каждый, кто обращается за медицинской помощью, подвергается насильственной стерилизации. По логике романа, продолжать род достойны только здоровые люди с крепкой иммунной системой.

9. Блейдраннерами в романе названы контрабандисты, способные достать любые лекарства и оборудование для сети подпольных клиник. За помощью к блейдраннерам обращаются врачи, которые не хотят нарушать клятву Гиппократа. Как можно догадаться, Нурс активно использовал свой врачебный опыт при работе над книгой.

10. Врачебная антиутопия приводит к катастрофе — глобальной эпидемии менингита, ранние симптомы которого люди принимают за простуду и предпочитают не идти к врачам, чтобы не терять шанс на продолжение рода.

11. Книга Берроуза «Блейдраннер: Кино» по сути была сценарием по роману Алана Нурса. Берроуз неоднократно пробовал себя в киноиндустрии, в основном в качестве актера короткометражных фильмов и сценариста.

12. В своем сценарии Берроуз расширил довольно схематичную вселенную Нурса. В его антиутопии часть Нью-Йорка оказалась затоплена, и жители вынуждены перемещаться на лодках. Обветшавшие небоскребы захвачены бандами альпинистов(!), которые передвигаются между высотками по висячим мостам. Туннели метро обвалились, а станции превращены в рынки (привет Дмитрию Глуховскому! — прим. ред.) Кроме того, один из районов города населили мутировавшие жертвы радиации (привет серии Fallout! — прим. тот же ред.)

13. В итоге студии отклонили сценарий «Бегущего по лезвию» Уильяма Берроуза из-за огромного бюджета, который требовала демонстрация высокотехнологичного мира будущего.

14. По подсчетам самого Берроуза, съемки одной только сцены пролога по его сценарию обошлись бы в $5 млн (с учетом инфляции, около $21 млн сегодня).

15. Ридли Скотт признавался, что так и не прочел «Мечтают ли андроиды…» Филипа Дика. Однако сходство Нью-Йорка в романах Нурса и Берроуза с футуристическом Лос-Анджелесом в экранизации 1982 года дает подсказку, откуда Скотт черпал вдохновение.

16. Другими источниками вдохновения, о которых говорил сам Ридли Скотт, были нуар-фильмы 40-х, а также знаменитая картина Эдварда Хоппера «Полуночники».

 
«Полуночники», Эдвард Хоппер (1942)
  17. У экранизации было не меньше десяти версий сценария — сценаристы переписывали сюжет даже во время съемок, пытаясь включить все новые идеи Ридли Скотта и связать их воедино.

18. Вариантов названия тоже было предостаточно. Вот некоторые из них:
  • Мечтают ли андроиды об электроовцах?
  • Андроид
  • Механизмо
  • Опасные дни
  • Бегущий по лезвию
  • Слева кадр из фильма «Метрополис» (1927), справа «Бэтмен» (1989)
  • Готэм-сити
19. Все верно, в какой-то момент Ридли Скотт решил, что ему разонравилось название «Блейдраннер», и обратился к создателю Бэтмена Бобу Кейну с просьбой уступить ему права на название «Готэм». Однако Кейн благоразумно отказался, так что Скотту пришлось вернуться к изначальному варианту.
20. Кристофер Нолан признавал, что «Бегущий по лезвию» Скотта оказал огромное влияние на его фильмы «Бэтмен: Начало» и «Темный рыцарь».

21. На главную роль, блейдраннера Декарда, был утвержден Дастин Хоффман. Однако спустя несколько месяцев он покинул проект из-за творческих разногласий со Скоттом.

22. Другими претендентами на роль Декарда были Арнольд Шварценеггер, Шон Коннери, Джек Николсон, Аль Пачино, Пол Ньюман, Берт Рейнольдс и еще два десятка разноплановых актеров.
См. также Самые фантастические актёры.


23. Увидев кадры с участием Харрисона Форда, Филип Дик воскликнул: «Он был большим Декардом, чем я когда-либо мог представить. Декард ожил!»
Изветно также, что не меньшее (а то и большее) впечатление на писателя произвела Шон Янг (исп. роли Рейчел).

24. Филип Дик скончался до выхода фильма, однако успел увидеть первые 20 минут черновой версии. По его словам, именно таким он и представлял свой мир — напомним, Ридли Скотт книгу так и не прочел.

25. Из-за постоянных конфликтов с режиссером Харрисон Форд долгие годы отказывался вспоминать о съемках картины.

26. Не только у Форда остались плохие воспоминания. Из-за скверного характера Ридли Скотта и многочасовых изнуряющих съемок каждой сцены участники прозвали фильм Blood Runner («Окровавленный беглец»).

27. Оператором «Бегущего по лезвию» стал Джордан Кроненвет. Во время съемок у него проявились симптомы смертельной болезни Паркинсона. Работа сильно ослабила  Кроненвента; проект он заканчивал уже в инвалидном кресле.

28. На роль репликанта Прайс претендовала солистка легендарной группы Blondie Дебби Харри. Но в итоге роль сыграла Дэрил Ханна.

29. В одной из первых сцен Прайс убегает, падает и разбивает локтем стекло машины. Падение было реальным — Дэрил Ханна поскользнулась на мокром асфальте и разбила настоящее стекло. Шрамы от восьми порезов остались у нее до сих пор.

30. Джоанна Кэссиди (репликант Зора) не испытывала никаких проблем из-за танца с живым питоном. Это был ее собственный питон по кличке Дорогуша.

Девушка с питоном фильм "Бегущий по лезвию"

31. Гораздо сильнее Джоанна переживала, когда каждый день по три часа стояла обнаженной, пока костюмеры приклеивали блестки к ее телу. А после шла сниматься в десятках дублей своей довольно короткой сцены.

32. В отличие от остальной съемочной группы, у Рутгера Хауэра сохранились добрые воспоминания о фильме. Он был любимчиком Скотта и Филипа Дика и попал в каст без прослушивания.

33. Скотт позволял Хауэру импровизировать на площадке; так, каноническую фразу "All those moments will be lost in time... like tears in rain" («Все эти моменты затеряются во времени… как слезы под дождем») придумал сам актер.

34. На гонорар от фильма Рутгер Хауэр купил яхту. Она получила название The Bladerunner.

35. Свою автобиографию Хауэр назвал «Все эти моменты».

36. Красноватый блеск в глазах репликантов был создан благодаря технологии Фрица Ланга, режиссера антиутопии «Метрополис» 1927 года. Чтобы добиться нужного эффекта, глаза актеров отражали свет зеркала, расположенного около камеры под определенным углом.

37. Декорации и реквизит были детально проработаны, при этом большая часть деталей осталась за кадром. Например, на автобусе была надпись: «Водитель вооружен, готовьте наличные!». На парковочных счетчиках было написано «ВНИМАНИЕ, ОПАСНОСТЬ! Вас может убить током из-за поломки счетчика!». Другая надпись — «Минута парковки стоит $3».

38. На журнальной стойке и в киосках были разложены фальшивые журналы XXI века. Вот несколько заголовков: «Взрослые удовольствия в космосе», «Массовые убийства: фото наших читателей», «12 присяжных убиты случайным пенальти». Также в киосках была книга «Нелегальные чужие» (Illegal Aliens) за авторством некоего Р. Скотта. К сожалению, в кадре этот реквизит практически не появлялся.

39. Тест Войта-Кампфа, с помощью которого выявляют репликантов — аналог теста знаменитого математика Алана Тьюринга (также создавшего дешифратор к коду Энигмы). Тест Тьюринга, названный «Имитация игры», предназначен для оценки уровня машинного интеллекта.

40. В фильме встречается множество реальных брендов 80-х годов. Однако практически все компании, которые засветились в фильме, не дожили до XXI века. Atari, RCA, Cuisinart, Bell System, Pan Am обанкротились в течение нескольких лет после премьеры. Этот факт породил слухи о проклятии «Бегущего по лезвию».

41. Банкротства удалось избежать только Coca-Cola и KOSS Corporation, которые дожили до наших дней — однако обе компании понесли огромные финансовые потери. Кола запустила крайне неудачную кампанию New Coke; аудиопроизводитель KOSS пострадал из-за скандала с присвоением $34 млн управляющим директором.

42. В какой-то момент продюсерам пришлось взять контроль над съемками, т. к. Скотт охладел к проекту и фактически покинул его ради экранизации эпического романа «Дюна» Фрэнка Герберта (который позднее экранизировал Дэвид Линч).
 
Кадр из фильма «Дюна» (1984)
 43. Поклонники «Бегущего по лезвию» отмечают дни рождения производства репликантов:

Рой Бэтти — 8 января 2016
Прайс (Прис) — 14 февраля 2016
Зора — 12 июня 2016
Леон Ковальски — 10 апреля 2017

44. Многострадальный фильм Ридли Скотта провалился по итогам двух недель проката, собрав в США $33 млн при бюджете в $28 млн (для выхода в ноль сборы фильма должны вдвое превышать бюджет, т.к. 50% сборов идут кинотеатрам).

45. Сегодня оценка Blade Runner на Metacritic.com составляет 8,9 баллов из 10 возможных. Те же критики, которые в пух и прах разнесли фильм в момент выхода, спустя годы включили его в списки лучших картин всех времен. А сам Ридли Скотт называет «Бегущего» своей самой любимой и самой завершенной работой.

46. У киносюжета есть три книжных продолжения, которые написал друг Филипа Дика Кевин Джейтер:

  • Blade Runner 2: The Edge of Human (1995)
  • Blade Runner 3: Replicant Night (1996)
  • Blade Runner 4: Eye and Talon (2000)

47. По роману 1995 года даже планировали снять сиквел, однако проект был заморожен.

48. Ридли Скотт недавно заявил, что действие «Бегущего по лезвию» разворачивается в той же вселенной, что и сага о Чужих. В подтверждение этого в фильме Blade Runner 2049 показаны фигуры, напоминающие Инженеров из «Прометея» и «Чужой: Завет».

49. К премьере Blade Runner 2049 сняты три короткометражных видео, которые связывают события первого и второго фильмов. Два из них снял сын Ридли Скотта.

Источник: сайт антивирусной программы НОД32.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
- В полку женщин-андроидов прибыло;
- Интервью с Рутгером Хауэром и анонсы рецензий на нового "Бегущего";
- Дени Вильнёв: «В будущем „Бегущего по лезвию 2049“ все еще существует СССР»;
- Каково это - играть робота?
- (певица) Бьорк - киборг.
- Дольф Лундгрен против роботов.

2 комментария:

  1. "В итоге студии отклонили сценарий «Бегущего по лезвию» Уильяма Берроуза из-за огромного бюджета, который требовала демонстрация высокотехнологичного мира будущего.", что интересно Дж.Лукас в 1973м столкнулся с той же проблемой - велликим недоверием студий к тому, что на хорошую фантастику надо тратить много.

    ОтветитьУдалить
  2. 15. ...Однако сходство Нью-Йорка в романах Нурса и Берроуза с футуристическом Лос-Анджелесом в экранизации 1982 года дает подсказку, откуда Скотт черпал вдохновение.

    17. ... сценаристы переписывали сюжет даже во время съемок, пытаясь включить все новые идеи Ридли Скотта и связать их воедино.


    - то есть у Скотта было желание запечатлеть модную идею, НО НЕ РОМАН Ф.ДИКа!

    19. ... в какой-то момент Ридли Скотт решил, что ему разонравилось название «Блейдраннер», и обратился к создателю Бэтмена Бобу Кейну с просьбой уступить ему права на название «Готэм».

    - для настоящих поклонников НФ-жанра такое поведение режиссера "блядство и предательство".

    42. В какой-то момент продюсерам пришлось взять контроль над съемками, т. к. Скотт охладел к проекту и фактически покинул его ради экранизации эпического романа «Дюна» Фрэнка Герберта (который позднее экранизировал Дэвид Линч).

    - еще одно проявление женской ветренности Скотта и приверженности моде.

    ОтветитьУдалить