пятница, 23 сентября 2022 г.

КУЛЬТОВОЕ КИНО (примеры и попытка объяснения феномена)

 Определению того что значит культовое кино может быть посвящена как статья, так и сайт целиком, так что можно привести только названия фильмов.
  Так как феномен культа зародился еще у "первобытных людей" (ну настолько первобытных, что они "додумались" до язычества (многобожия), то и истоки явления надо искать там же. Культ - это как бы выравнимание некоей несправедливости... Гряынул гром, молния - испугал человека, но в ответ не гранешь, не крикнешь с тойже силой - надо задобрить бога грома - преподнести дары.
С культовыми фильмами (музыкальными произведениями, картинами) - почти так же? они впечатляют сисльно, воплощают сильные подсознательные переживания, но не объясняют их. Не расшифровывают. Отражают. Но про само явление понимания нет и чтобы не упустить момент фиксации сильноволнующегоподсознательногопереживания сознание наше прочно прилепляется к тому что зафиксировал художник.

 Боевик:
Белое солнце пустыни, Великолепная семерка, Коммандо, Пираты XX века, Рембо, Свой среди чужих, чужой среди своих.

Комедия:
Большой Лебовский, Бриллиантовая рука, День сурка, Джентльмены удачи, Здравствуйте, Я - Ваша тетя!, Иван Васильевич меняет профессию, Ирония судьбы, Кавказская пленница, Осенний марафон, Особенности национальной охоты, Человек с бульвара Капуцинов.

Мистика:
Твин Пикс, Малхолланд драйв.

 
Вообще: 17 мгновений весны, Беспечный ездок, Достучаться до небес, Поезд-беглец, Тот самый Мюнхаузен, Щит и меч.

Триллер (ужасы): Кошмар на улице Вязов, Попутчик, Семь, Челюсти.

Фантастика: Автостопом по галактикеБегущий по лезвию бритвы Гостья из будущего, Звёздные войны, Кин-дза-дза, Короткое замыкание, Матрица, Муха, Назад в будущее, Парк Юрского периода, Робокоп1, 2, Терминатор 1, 2, Чужой, Чужие 0.

Как бы это выглядело, если бы люди мне доверили объяснение явления культового фильма? Вот:
- "Белое солнце пустыни" - так как фильмы в СССР преимущественно были продолжением идеологии (закостенелой и неживой), то любой живой фильм вызывал интерес. БСП интересен тем, что место эпизода гражданской войны выбрано необычное - Туркестанская пустыня и необычно ловкий, ироничный и находчивый боец красной армии, лихо закрученный сюжет с набегами лихих  басмачей и перестрелками в эстетике Дикого Запада. Подобной "свободы перестрелок" нехватало многим советским фильмам. В обаятельности и ироничности с этим фильмом может поспорить "Свадьба в Малиновке" (хотя то мюзикл), в эстетике лихих погонь и перестрелок "Неуловимые мстители".
- "Пираты ХХ века" - прежде ни один советский фильм не мог похвастать ловкими героями, которые не просто сильно бьют, а владеют модным боевым искусством - карате (в конце 70-х начале 80-х на него пошла мода). и да, нравоучительности здесь гораздо меньше, чем элементов боевиков. Советская жизнь была скупа на бандитские захваты и освобождения заложников... "совсем скупа", т.к. преступления хоть и были, а вот свободы бандитам никто не давал, тем более того, чтоб те брали заложников. Потому ОСНОВАННОЕ НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ кино лихо снятое и пользовалось таким успехом.
- "Экипаж" - много действия, обаятельный и сексуальный глав герой (Л.Филатов) светомузыка у квартире у него (после выхода фильма стали частыми кражи светофильтров светофоров на железной дороге - все себе хотели светомузыку домой). В правильной и размеренной советской жизни, где все работает по инструкции - не было места подвигу, точнее НЕ ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ, а душа то - требовала, так как проблемы случались (несмотря на то что их здесь НЕ ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ).
- "Поезд-беглец" фильм снят братом Никиты Михалкова - Андроном Кончаловским в Америке (куда тот эмигрировал). Двое заключенных зимой сбегают из тюрьмы и берут в заложники машиниста локомотива и хотя со временем они понимают, что с этой ж.д. ветки им в большой мир не выбраться - все равно продолжают бешенно нестись вперед. Фильм редко удачным образом воплощает мечту о свободе и реальность преодоления казалось бы непреодолимых препятствий. Кроме того от похожих американских фильмов его отличает русская нотка преодоления необозримых ледяных просторов ("там в степи глухой з-а-а-а-мерзал ямщик"). Это пожалуй лучшая, ГЛАВНАЯ роль актера второстепенных ролей Эрика Робертса.
- "Звездные войны" - как признается Крис Тейлор (автор книги о создании знаменитой трилогии) до ЗВ считалось, что фантастический фильм не должен быть дорогим, чтобы успеть окупиться в прокате.Лукасу же удалось выбить денег и даже больше 5 млн. долл, что уже считалось фантастической суммой для истории о цветном Флеше Гордоне (до тех пор известны были черно ьелые экранизации комикса). ЗВ так и стали бы туповатой и алаповатой экранизацией комискса, если б вокруг Лукаса не сложилось подходящего окружения, увидевшего в настойчивом ботанике человека настойчивого практичного и пробивного не без тяги к космической романтике, скорости и масштабности. Поэтому в команде Лукаса оказался лучшиймастер по спецэффектам и лучший "дизайнер космической техники" пришедший в кино из американского проекта сверхзвукового самолета (американцы хотели свой Конкорд, но не срослось). То, что Лукас ИМ доверил воплощение будущего добавило ошеломляющей достоверности фильму. Не без того, чтобы показать романтику новых технологий (как то голограмму, гиперпрыжок, меч из закольцованной плазмы) и родилась лукасовская же фирма Идустриальный Свет и Магия (I.L.M.). Так что английский промышленный дизайн, искренняя любовь к космическим приключениям и скоростям стали именно тем сплавом, что воплотил мечтания о светлом техногенном будущем у американской молодежи конца 70-х. До Лукаса никто так всерьез не относился к космическим комиксам. Стенли Кубрик и его Одиссея были несколько про другое и без эффектных взрывов в космосе.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
- про ЗВ - Классика и попкорн или "З.В." и симфонический оркестр.

Комментариев нет:

Отправить комментарий