суббота, 11 июня 2016 г.

История одного долгостроя (тоннель Ла-Манш)

книга Ф.Патури "Зодчие 21 века" внешний вид
Ниже Вашему вниманию предложен большой отрывок из книги Р.Патури "Зодчие 21 века" (1975г)
"Планы реализации проекта, пролежавшего 170 лет под спудом: поезда пойдут под морским дном. Однажды в 1936 г. Уинстон Черчилль, имея в виду Ла-Манш, сказал: «Это не Канал(1), а целое мировоззрение». У Черчилля были все основания высказываться в подобном духе. По крайней мере для него лично узкая полоска воды, отделяющая Англию от Франции, была основным звеном проблемы отношения матери-Европы к одному из ее чад. Он активно поддерживал идею создания «Объединенной Европы» и по этой причине втайне проклинал этот заполненный водой, 36-километровый «ров», защищавший с юга «крепость», имя которой — Великобритания. В то же время старый лорд Рэндольф Черчилль, его отец, связывал поддержание престижа, международного авторитета страны с сохранением ее положения «непорочной девственницы».

Разумеется, и до Черчилля находились многочисленные сторонники и противники этого естественного препятствия. Для одних оно означало гарантию безопасности. Другие же хотели, используя достижения техники, устранить его с пути, ведущего в континентальную Европу. Наполеон Бонапарт оказался первым" из тех, кто высказал подобную идею. В 1802 г. он предполагал начать строительство туннеля, который соединил бы между собой Францию и Англию и по которому могли бы проходить упряжки лошадей. Наполеон опирался при этом на детальный проект строительства туннеля, предложенный французским инженером Альбером Матьё. Британский министр иностранных дел Чарлз Джеймс Фокс был в принципе согласен с этими планами, так и оставшимися, впрочем, на бумаге.

Как это ни удивительно, но очередная инициатива, очередное предложение построить туннель исходило от английской стороны. Не кто иной, как Ее Величество королева Виктория потребовала от имени всех британских леди соорудить наконец туннель. Это требование коронованной особы было отнюдь не бескорыстным: ее королевское высочество постоянно страдало морской болезнью при поездках через пролив, а ее придворным медикам еще не были известны таблетки от этой болезни. Британский адмирал, сэр Элгернон де Орси, которому уже по его положению не пристало страдать этим недугом, не находил никакого сочувствия к слабому желудку своей королевы. Более того, он публично бросал упреки в адрес «тех креатур, которые не могут перенести одночасовой поездки по морю и которым дороже содержание своих желудков, чем безопасность страны». Рассказы о том, что командующий британским флотом мог безнаказанно выступать в подобном тоне, может быть, и свидетельствуют о традиционной привязанности британцев к демократии. Однако не в меньшей степени данное обстоятельство говорит и об англосакском островном патриотизме, вошедшем в их плоть и кровь. Королева Виктория так и не получила туннеля.

Новые предложения о прокладке туннеля под дном Ла-Манша не заставили себя долго ждать. К большому удивлению, они вновь поступили с британской стороны. Правда, в этот раз ни о какой морской болезни речи не шло. Но и государственные интересы не являлись здесь движущей силой. Шел 1880 г. Депутат нижней палаты британского парламента, миллионер и собственник ряда железных дорог сэр Эдвард Уоткин, вознамерился провернуть выгодное для себя дело с туннелем. Но на его пути встал главнокомандующий британской армией сэр Гэрнет Уолсли, которому удалось сохранить «непорочность» островного государства: «Этот туннель — явно приглашение оккупировать Англию. Достаточно переодеть в штатское и переправить на английскую территорию 5 тыс. солдат. В мгновение ока они захватят Дувр, создадут там плацдарм... и Англия перестанет быть островом».

Уоткин не остался в долгу. В ответ на это он предложил на входе в туннель с английской стороны установить гигантские чаны и круглосуточно держать в них кипящее масло, которое можно было бы в любой момент вылить на головы переодетых в штатское «злодеев», вдруг появившихся на английской территории. А еще лучше было бы где-то в середине «подземного хода» установить заряд из нескольких килограммов динамита с дистанционным взрывателем. Подорвав его в нужный момент, можно превратить канал в общую могилу для тех, кто пожелал бы захватить туманный Альбион. То, что высшие военные чины предумышленно разжигали подобные панические настроения, заложило уши соотечественников Уоткина и сделало их глухими к его призывам построить канал под Ла-Маншем. По распоряжению правительства Великобритании предприимчивый миллионер и владелец многих железных дорог вынужден был в 1882 г. прекратить начатые к тому времени буровые работы.

И вот теперь один из самых старых европейских крупных проектов, по-видимому, недалек от того, чтобы стать реальностью. Во всяком случае, таковой была осенью 1974 г. официальная версия. Однако вскоре после смены кабинета чашечки весов (в пользу или против строительства тоннеля) вновь заколебались. Хорошо известно, что лейбористская партия отнюдь не ярый приверженец далеко идущих планов объединения Европы. К тому же оскудела государственная казна. К чему в таких условиях туннель, который свяжет остров с континентом? В конце ноября 1974 г. британское правительство отложило на неопределенный срок решение о начале строительства туннеля, заморозив тем самым весь проект.

Планы создания тоннеля под Ла-Маншем представляют собой крупный проект, связанный с решением транспортных проблем, значимость которых выходит далеко за рамки нашего столетия. Под дном канала на расстоянии примерно 30 м друг от друга предполагается пробить два ствола, каждый диаметром 6,85 м. Кроме того, между ними будет находиться еще один туннель меньшего диаметра (4,5 м), предназначенный для обслуживания двух других. Через каждые 250 м все три ствола будут соединяться между собой поперечными галереями (см. ил. 80). Сооружаться канал должен в течение шести с небольшим лет. После ввода его в эксплуатацию поездка из Лондона в Париж по железной дороге займет всего 3 часа 40 минут. После создания на этом отрезке скоростных участков железных дорог скорые поезда станут затрачивать на весь путь всего 2 часа 40 минут. Это меньше того, что затрачивают сегодня пассажиры, предпочитающие путешествовать из одной столицы в другую но воздуху. Ведь им нужно еще добраться до аэродрома, расположенного вдали от центра города. Предполагается, что на железнодорожный транспорт могут переключиться миллионы жителей обеих стран. Для сведения: в 1970 г. самолетами было перевезено — в сообщении между Англией и Францией — 12,5 млн. человек. Необходимо иметь в виду, что по железной дороге, разумеется после того, как построят туннель, будет перевозиться часть пассажиров, пользующихся пока паромными переправами. В 1970 г. паромами перевезено ни много ни мало 4,7 млн. человек. Все это позволило разработчикам туннеля прийти к заключению, что в первый год после ввода в эксплуатацию пути иод Ла-Маншем поток пассажиров составит 8,5 млн. человек. По-видимому, эта цифра отнюдь не завышена.

Существенно повысит плотность движения перевозка по тоннелю на специальных железнодорожных платформах 3 млн. автомашин. Высокая интенсивность потребует создания крупномасштабной службы движения, возведения многочисленных железнодорожных, станционных зданий и сооружений (см. ил. 81). Помимо пассажирских, по туннелям, проложенным под морским дном, в обоих направлениях пойдут грузовые поезда. В год открытия магистрали, связывающей острова и континент, по ней будут перевезены первые 5 млн. т грузов. По мнению специалистов, через 20 лет объем пассажирских, автомобильных и грузовых перевозок должен возрасти соответственно на 20%, в 2 раза и более чем вдвое.

Как полагают, тоннель в состоянии справиться с тем транспортным бумом, который ожидается в 2000 г. Каждые 2,5 мин. в путь через туннель будет отправляться железнодорожный состав, перевозящий автомобили. Поездка под Ла-Маншем займет около получаса. Ежечасно в обоих направлениях будет транспортироваться 4,5 тыс. автомобилей. Это соответствует двойной плотности движения транспорта по автомагистрали с двумя полосами движения в каждом направлении. Такой пропускной способности туннеля окажется достаточно, чтобы удовлетворять потребности в перевозках пассажиров и грузов в течение всего XXI в.

Эти многочисленные и весьма внушительные цифры не позволяют нам реально представить количественные пропорции проекта. Я заметил это, когда попытался представить в масштабе поперечный разрез профиля пролива, включая проложенные под его дном три ствола туннеля (см. ил. 82). Под 35-метровой толщей воды и 35-метровым слоем грунта стволы выглядят довольно-таки скромно. Сравнение же с судном на воздушной подушке, масштабы которого на рисунке также полностью соблюдены, показывает, насколько мал в действительности этот громадный туннель. Следующая модель должна дать более реальное представление о существующих здесь пропорциях. Пусть читатель представит себе, что после дождя образовался поток воды шириной 36 м и глубиной 35 мм. Это копия пролива Ла-Манш в масштабе 1:1000. Вот теперь под этой лужей в грунте на глубине 35 мм предстоит проложить на расстоянии ладошки друг от друга два кабеля толщиной с карандаш. А точно посередине между ними на той же глубине следует уложить кабель, толщина которого составит всего 5 мм. Все три подземные жилы по обоим концам лужи предстоит еще вывести на 8-сантиметровую высоту. Теперь вы имеете готовую, уменьшенную в 1000 раз, но точную копию туннеля, который предстоит соорудить.

Во что же обойдется реализация этого гигантского проекта?

Каждый день затяжки строительства означает удорожание проекта на 250 тыс. марок. Если в 1960 г. его стоимость оценивалась в 1,2 млрд, марок, то тремя годами позже она достигла уже 1,5 млрд, марок. По оценкам специалистов, строительство обошлось бы (млрд, марок) в 1966 г.— в 2,0; в 1969 г.— в 2,5; по состоянию на сегодняшний день — свыше 3,0. К 1980 г. расходы выросли бы уже до 6 млрд, марок. Дальнейшее перенесение сроков начала строительства на многие годы означает дальнейший рост его стоимости*.

Описание проекта окажется неполным, если не упомянуть об одном конструктивном курьезе. Разработчики проекта надеются, что стенки туннеля окажутся не полностью водонепроницаемыми. Через них внутрь туннеля станет просачиваться вода. Одни лишь вентиляционные устройства будут не в состоянии вывести наружу те избытки тепла, которые создаст в стволах интенсивное движение железнодорожного транспорта. Поэтому инженеры делают ставку на то, что просачивающаяся влага будет нагреваться и забирать избытки тепла, скопившегося в стволах. Эту влагу затем будет не трудно откачать на поверхность. Ну, а что будет, если стенки туннеля вопреки всем ожиданиям окажутся абсолютно герметичными? В этом случае строителям предстоит установить постфактум специальную систему охлаждения. Впрочем, для этого у них еще будет достаточно времени:    окончательно температура установится в туннеле спустя несколько десятилетий после его открытия. Столь продолжительное время необходимо для того, чтобы нагрелась вся окружающая горная порода.

и еще некоторое количество интересных фактов

Moment — так называлась средневековая английская мера времени, равная полутора минутам.
***
По приказу английского адмиралтейства с 1776 года при производстве канатов для военного флота в них должна вплетаться красная нить, чтобы её нельзя было удалить даже из небольшого куска каната. По всей видимости, эта мера была призвана сократить воровство канатов. Отсюда происходит выражение «проходить красной нитью» о главной мысли автора на протяжении всего литературного произведения, а первым его употребил Гёте в романе «Родственные натуры».
***
Официальное животное Шотландии – единорог.
***
Шотландия стала первой страной, после Спарты в классической Греции, где была введена система всеобщего образования.
***
В Великобритании нет писаной конституции.
***
Город Лондон расположен на нулевом меридиане, который называют гринвичским.
***
В 1826 году в Лондоне открылся первый в мире зоопарк. В момент открытия зоопарка самым известным событием был Африканский слон.
***
Самого известного производителя бумаги в Англии звали … Ватман.
***
Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия - это одно государство, но только на чемпионаты по футболу выставляют каждая свою команду.
***
Только к олимпиаде 2012 г. в Лондоне англичане перешли на метрическую систему (американцы противятся этому до сих пор).
***
«Туманный Альбион», название Британских островов, известное много лет назад. Англия получила его благодаря белоснежным меловым скалам и утесам Дувра, расположенным на южном побережье. Благодаря им со стороны Франции берег кажется белоснежным.
***
В Англии полицейских называют bobby. Слово происходит от имени премьер-министра Великобритании — Роберта Пиля (сокр. от ^ Роберт — Боб или Бобби). В конце 19-го века он реорганизовал полицию, сделав её более эффективным и успешным публичным учреждением.
***
Лондонское метро является старейшим в мире. Его открыли ещё в 1863 году. Лондонцы его называют "труба", по форме большинства туннелей.
***
В 1945 году стая скворцов приземлилась на минутную стрелку Биг Бена и повернула время назад на 5 минут.
***
Город Беверли был назван в честь большой численности бобров, водившихся когда-то в том районе.
***
До 2012 г "Лондонский глаз" был самым высоким колесом обозрения в мире (полный оборот - около 30 минут).
***
Река Темза, которая течет через Лондон, имеет более 200 мостов и 20 тоннелей.
***
Около 80 тысяч человек ежегодно теряют свои зонтики во время поездки в Лондонском метрополитене

-------------
http://adelanta.info/encyclopaedia/poslovitsy/
http://www.twirpx.com/signup/
http://www.study.ru/support/lib/
www.ruteachers.ru
http://www.english-easy.info/topics/topics_Famous_people_GB1.php
http://hurrayenglish.ru/about-britain/tradition.html
http://znayuvse.ru/velikobritaniya/kultura-velikobritanii/kak-uiti-po-angliiski-traditsii-britantsev

ИЗЗЗЗ http://lib2.podelise.ru/docs/16453/index-29700.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий