Сейчас ехал за рулем своего авто и на дороге увидел ЗиЛок дорожных техников. Года производства грузовика еще советские. Его угловатая будка, что сильно выступала за габариты кабины, сморщенная, жестяная, как будто старая кожа, она навеяла мне слудующие рассуждения...
Дело не в бедности (дорожной службы) и старости (техники самой), а в нашем подходе (и отношении). На зареда и в расцвете Перестройки было модно критиковать расточительность советской экономики. В пятилетних планах значилось одно поступательное движение, а на деле... а на поверку многие те намерения были уже устаревшими по сравнению с западным прогрессом.
Дело в утечках, в просачивании если хотите правды или даже истины. Ведь ощущение того, что вот эта или эта технология/вещь устарели никогда не формируется только на основе допущенных (прошедших цензуру/отобранных) новостей, оно формируется общим фоном, звучанием всех тех предметов, что выпущены в мир. Даже пусть, не будем брать там музыку зарубежную или шмотки из загранки, возьмем наш родной космос.
Во времена позднего (80-х годов) социализма мы настолько привыкли к собственным космическим успехам, что успешный запуск (что актуально на фоне современного "падежа")) пилотируемого (не говоря уж о "Прогрессе" или "Космосе"(1)) аппарата, было таким же банальным как сообщение о том, что городские автобусы и троллейбусы снова повезут Вас сегодня по привычному маршруту. То есть "ну и что тут необычного?", "зачем об этом сообщать?", "он что, мог не взлететь что ли?"(2)
Внешний вид ракеты, ее взлет, облик скафандров, описание работы и инструментов космонавтов, виды изнутри корабля и из иллюминатора... если вдуматься, то все это сильно контрастировало с тем, что видел горожанин в повседневности: раздолбанный ЛиАЗ маршрута №284 (3) или команду дорожных рабочих с лопатами, метлами и носилками.
Да та же космонавтика, ее уровень, ее успехи и формировали тот фон на котором старая, морально устаревшая, например, автомобильная техника (дорожных служб) ее неуклюжий и неэрогномичный дизайн, ее тетки с деревянными граблями - подтачивали возможную гордость за советский строй. Нет, у меня они не зарождали крамольных мыслей, но вносили диссонанс, портили то вдохновение от успехов космической (например) техники на которое могла бы опереться тогдашняя пропаганда. И уж тем более, если взять классический для меня пример с ТВ-передачей "Служу Советскому Союзу" образца 80 года (там была бодрая заставка (стрельбы кораблей, полеты вертолетов) и.... такие скучные репортажи: демонстрация Т-62 (в лучшем случае т-72) вместо т-80 газотурбинного. МиГа-21 и 23 вместо Миг-29.
Ведь даже на "крокодильских" карикатурах КуКрыНиксов мы видели облик американского F-16 - это совсем иные плавные и обтекаемые линии нежели у МиГ-21, иной дизайн и характер. А родной МиГ-29 (того времени) мы (я) увидели лишь во время перестройки, то есть когда Союз уже полным ходом рушили, когда его с успехом сливал ну ладно "ронял из рук" горбачев.
Может быть ну мож и в самом деле иностранцы (военспецы) на военных парадах впервые видели некоторую технику (Оса, Мста), может быть демонстрация "вчерашнего дня" в "СССР" усыпляли бдительность врагов... может быть, но из времен своего отрочества из времен позднего СССР я вынес стойкое ощущение того, что ненаелся какого то дискомфорта и легкого голода. В таком ощущении некоторой отсталости и устарелости не могла родиться ли не т не родится а развится нормальная НФ - научная фантастика, высокотехнологичная (например Ларри Найвен "Мир кольцо"*), а не такая как в фильмах Р.Викторова (или такого типа как у Р.Бредбери (резиновые глаза, шестеренки - кстати я чуть ли не за это не любил Бредбери). Именно это (ну подобное) ощущение голода привело к оглушительному (у меня например) успеху "Звездных войн" (хотя я их увидел в 90-х, но плакат видел во втор пол 80-х). Да это своего рода беда: опережающие современников (врагов/конкурентов) и время разработки советского ВПК и царившую в быту посредственность, отсталость и убогость.
------
(1) "Прогресс" - грузовой корабль (для снабжения космонавтов на орбите едой, расходниками, инструментами). "Космос" - в основном это спутник-шпион.
(2) Последний вопрос и не возникал даже у американцев... до 1986 года (да 'Челленджер').
(3) или нет, например с убогим убранством похоронного автобуса на базе ГАЗ-53. (ну это сейчас я привел этот пример у 15 летнего подростка из 80-х внимание устремлялось на другое). Мысль которая уже начала отвлекаться на описываемые же события уже начала ускользать и я попытаюсь вернуть ее форму.
"Мир кольцо" стал доступным уже в позднюю перестройку ближе к 1993 году, а "Фонтаны рая" Артура Кларка были в журнале "Техника-молодежи".
P.S.: киноверсия этой статьи размещена на лайв журнале.
#застой, #идея витала в воздухе, #эргономика #техника моложежи
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Дело не в бедности (дорожной службы) и старости (техники самой), а в нашем подходе (и отношении). На заре
Дело в утечках, в просачивании если хотите правды или даже истины. Ведь ощущение того, что вот эта или эта технология/вещь устарели никогда не формируется только на основе допущенных (прошедших цензуру/отобранных) новостей, оно формируется общим фоном, звучанием всех тех предметов, что выпущены в мир. Даже пусть, не будем брать там музыку зарубежную или шмотки из загранки, возьмем наш родной космос.
Во времена позднего (80-х годов) социализма мы настолько привыкли к собственным космическим успехам, что успешный запуск (что актуально на фоне современного "падежа")) пилотируемого (не говоря уж о "Прогрессе" или "Космосе"(1)) аппарата, было таким же банальным как сообщение о том, что городские автобусы и троллейбусы снова повезут Вас сегодня по привычному маршруту. То есть "ну и что тут необычного?", "зачем об этом сообщать?", "он что, мог не взлететь что ли?"(2)
Внешний вид ракеты, ее взлет, облик скафандров, описание работы и инструментов космонавтов, виды изнутри корабля и из иллюминатора... если вдуматься, то все это сильно контрастировало с тем, что видел горожанин в повседневности: раздолбанный ЛиАЗ маршрута №284 (3) или команду дорожных рабочих с лопатами, метлами и носилками.
Да та же космонавтика, ее уровень, ее успехи и формировали тот фон на котором старая, морально устаревшая, например, автомобильная техника (дорожных служб) ее неуклюжий и неэрогномичный дизайн, ее тетки с деревянными граблями - подтачивали возможную гордость за советский строй. Нет, у меня они не зарождали крамольных мыслей, но вносили диссонанс, портили то вдохновение от успехов космической (например) техники на которое могла бы опереться тогдашняя пропаганда. И уж тем более, если взять классический для меня пример с ТВ-передачей "Служу Советскому Союзу" образца 80 года (там была бодрая заставка (стрельбы кораблей, полеты вертолетов) и.... такие скучные репортажи: демонстрация Т-62 (в лучшем случае т-72) вместо т-80 газотурбинного. МиГа-21 и 23 вместо Миг-29.
Ведь даже на "крокодильских" карикатурах КуКрыНиксов мы видели облик американского F-16 - это совсем иные плавные и обтекаемые линии нежели у МиГ-21, иной дизайн и характер. А родной МиГ-29 (того времени) мы (я) увидели лишь во время перестройки, то есть когда Союз уже полным ходом рушили, когда его с успехом сливал ну ладно "ронял из рук" горбачев.
Может быть ну мож и в самом деле иностранцы (военспецы) на военных парадах впервые видели некоторую технику (Оса, Мста), может быть демонстрация "вчерашнего дня" в "СССР" усыпляли бдительность врагов... может быть, но из времен своего отрочества из времен позднего СССР я вынес стойкое ощущение того, что ненаелся какого то дискомфорта и легкого голода. В таком ощущении некоторой отсталости и устарелости не могла родиться ли не т не родится а развится нормальная НФ - научная фантастика, высокотехнологичная (например Ларри Найвен "Мир кольцо"*), а не такая как в фильмах Р.Викторова (или такого типа как у Р.Бредбери (резиновые глаза, шестеренки - кстати я чуть ли не за это не любил Бредбери). Именно это (ну подобное) ощущение голода привело к оглушительному (у меня например) успеху "Звездных войн" (хотя я их увидел в 90-х, но плакат видел во втор пол 80-х). Да это своего рода беда: опережающие современников (врагов/конкурентов) и время разработки советского ВПК и царившую в быту посредственность, отсталость и убогость.
------
(1) "Прогресс" - грузовой корабль (для снабжения космонавтов на орбите едой, расходниками, инструментами). "Космос" - в основном это спутник-шпион.
(2) Последний вопрос и не возникал даже у американцев... до 1986 года (да 'Челленджер').
(3) или нет, например с убогим убранством похоронного автобуса на базе ГАЗ-53. (ну это сейчас я привел этот пример у 15 летнего подростка из 80-х внимание устремлялось на другое). Мысль которая уже начала отвлекаться на описываемые же события уже начала ускользать и я попытаюсь вернуть ее форму.
"Мир кольцо" стал доступным уже в позднюю перестройку ближе к 1993 году, а "Фонтаны рая" Артура Кларка были в журнале "Техника-молодежи".
P.S.: киноверсия этой статьи размещена на лайв журнале.
#застой, #идея витала в воздухе, #эргономика #техника моложежи
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
- Почему русские не дружат с техникой?
Комментариев нет:
Отправить комментарий