Автор Анатолий Евгеньевич Несмиян (Эль Мюрид) — публицист, аналитик, писатель. Эксперт по ближневосточной проблематике
Новость о создании Нацгвардии выглядит во многом озадачивающей, и видимо, есть отчего. Это не реформа МВД а-ля Медведев,
когда поменяли вывеску, под смену вывески провели переаттестацию,
выгнали всех неугодных, на чем все и осталось, как было. В этот раз
меняется баланс силовых структур, причем очень даже серьезно.
Новая структура отхватила полномочия у всех, причем в таком изрядном
количестве, что это не может не вызвать резкого недовольства и ФСБ,
и МВД. Собственно говоря, и ФСО вдруг оказалась в роли старой жены,
когда муж привел домой молодуху, да еще
и назначил ее любимой. Доступ к телу — это ресурс, и теперь им придется делиться, причем неясно в какой пропорции.
и назначил ее любимой. Доступ к телу — это ресурс, и теперь им придется делиться, причем неясно в какой пропорции.
Говоря проще — Путин провоцирует жесткий конфликт среди силовиков, так как перебалансировка силового ресурса в деспотии всегда идет за счет интересов могущественных вельмож. То есть — речь идет о риске, причем крайне высоком. У такого решения есть как причины, так и последствия. Детальное знание доступно посвященным, однако рамочно вполне возможно оценить и то, и другое. Среди причин можно назвать две, причем у каждой есть вполне серьезное обоснование. Первая причина очевидна. Личная безопасность Путина не кажется ему достаточной. Он не может не понимать смысла развернутой Западом кампании против российской элиты. Не бином Ньютона, в конце концов.
На волне кризиса неолиберальная и связанная с мировыми финансовыми
центрами и силами часть российского истэблишмента мягко, но в то же
время предельно отчетливо требует смены управленческой модели. Наиболее
внятно на эту тему высказывается Герман Греф, который вообще открыто
призывает внедрять в России корпоративные механизмы и технологии
управления. В свое время Михаил Ходорковский, замысливший гораздо более
мягкий вариант переформатирования президентской республики всего лишь
в парламентскую, загремел на две пятилетки ударного труда. Греф, судя
по всему, совершенно спокоен за свое будущее, а значит — у Путина просто
нет ресурса противостоять его группировке.
Недовольство этой части элиты силовым крылом управленческой вертикали
давно не секрет — именно силовиков неолибералы считают виновными
в надвигающейся катастрофе.
С силовиками, похоже, у Путина тоже не все в порядке — то, что воровство
давно уже вышло за все берега, не менее очевидно, и заклинания Путина,
в разной последовательности произносящего «Воровать. Меньше. Надо»
на разных заседаниях, не отливающиеся в системные меры хотя бы
по упорядочиванию грабежа, говорит о том, что влияние на эту часть элиты
у него тоже сугубо номинальное.
Будь обстановка прежней, такая ситуация была бы лично для Путина
предельно комфортной: жесткие противоречия между кликами создают
необходимость в арбитраже, и фигура президента, стоящего над схваткой,
как раз и балансирует ситуацию. Так было раньше, и такая система
устраивала всех.
Но сейчас кризис. Сейчас приходит время делать выбор — кого будут
съедать и в какой очередности. Выжить всем не удастся. И в такой
обстановке нужен не арбитр, а союзник — от Путина все жестче требуют
определяться. А он не может, почему — вопрос отдельный, сейчас важен сам
факт. В такой ситуации все кланы начинают все больше проявлять
недовольство.
От переворота любую элиту в любое время и в любом месте всегда
удерживает лишь одно и то же соображение: им всем есть что терять.
Переворот — это рулетка. В случае выигрыша ты сохранишь своё и немного
откусишь у побежденного (почему немного — потому что переворот — это
всегда коллективное мероприятие стаи товарищей, поэтому рвать
поверженного будут тоже стаей). Но вот если проиграешь — тогда
ты потеряешь всё. И это нехитрое соображение надежнее любой тайной
полиции предохраняет правителя. До поры до времени.
Однако если обстановка усугубляется, а правитель бездействует, тогда рано или поздно приходит время, когда кто-то решится,
и как правило, в качестве гарантии прибегает к поддержке влиятельной
внешней силы — тем самым существенно повышая свою ресурсную базу. Если
вспомнить российские перевороты — за ними практически всегда стояли
иноземные послы. Даже в таком сугубо семейном деле, как убийство
Распутина, заговорщики все равно сочли необходимым испросить поддержку
Его британского Величества.
Нынешняя санкционная кампания совершенно точно рассматривается всеми
игроками как возмущающий фактор, обостряющий противоречия
и подталкивающий к решительным мероприятиям. Кто первый встанет — того
и тапки. Вполне ясный посыл и позыв извне. Никто ничего не скрывает —
зачем?
Здесь и ответ на первый вопрос — в складыващихся обстоятельствах Путин просто обязан не доверять никому. За исключением самых-самых . Которых по определению меньше, чем пальцев на руке.
Уже поэтому недовольство силовиков внезапно возникшим дисбалансом
и необходимостью делиться ресурсом с новой мощной структурой — меньшее
зло по сравнению с реальной опасностью дворцового переворота. Его
вероятность все равно остается высокой, но ничего другого
у авторитарного владетеля в такой обстановке не остается. Это
в демократической стране выборы позволяют относительно без жертв
разрешать такого рода противоречия, в деспотиях власть — это жизнь.
В биологическом смысле. Зачем тебе твои миллиарды, если ты сам
добровольно уйдешь практически на плаху? При этом Путину никаких иллюзий
Запад не оставил — теперь ему придется президентить до самой смерти.
Так как альтернатива — тоже смерть. Ну, или жизнь, которая ничем
от смерти не будет отличаться.
Судя по всему, Путин сознательно перехватил у ФСБ борьбу с терроризмом, у МВД — борьбу с экстремизмом и уличными беспорядками. Нацгвардии помимо нынешних внутренних войск будут подчиняться подразделения СОБРа и ОМОНа, Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, вневедомственная охрана, в частности Центр спецназначения вневедомственной охраны МВД, подразделения МВД, которые занимаются контролем за соблюдением законодательства в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также ФГУП «Охрана». В такой конфигурации силовое суперведомство становится вровень с армией по своим возможностям. Разве что у него не будет оружия массового поражения и космической группировки — хотя кто его знает, что там в закрытых пунктах документа о полномочиях НГ.
При этом армия уже воюет, а та ее часть, которая еще не воюет, связана
оперативной необходимостью прикрывать опасные направления — в первую
очередь это Украина, где с той стороны стоит отмобилизованная 250-тысячная армия
враждебного нам государства (пламенный привет гениальной внешней
политике Кремля), это Прибалтика (от которой меньше 100 километров
до ключевой точки на карте — Усть-Луги и еще 100 км —
до Петербурга), это Средняя Азия, которая уже не просто бурлит, а упрямо
готовится к взрыву с контрольной датой осень этого года. Теперь вот
и Нагорный Карабах грянул, да и Северный Кавказ в условиях усыхания
полноводной дани выглядит все менее послушным и покорным. Опять же —
вторая серия пламенных приветов теперь уже внутренней политике, когда
противоречия заливались деньгами, не разрешаясь в принципе. На такой
пояс нестабильности и советской армии было бы маловато, так что про
армию государства Российского можно смело забывать — она уже вся
задействована, и выделить куда-то хотя бы роту — это означает оголить целое стратегическое направление.
В итоге Нацгвардия остается самой-самой на всей территории
страны, на чем казалось бы, можно переводить дух и спокойно смотреть
в будущее. Вот только на каждую хитрую гайку, как известно… Вполне может
быть, что внезапный ход Путина вынудит его противников (внешних
и внутренних) переходить к гораздо более жесткому планированию, чем это
могло быть раньше.
Вторая причина, которая требует от Путина нестандартных подходов
и угрожающих мер — это кризис в отношениях с регионами. В начале нулевых
ельцинское «Берите суверенитета сколько проглотите» основательно
расшатало страну и создало предпосылки для ее дезинтеграции. Однако меры
по восстановлению федерального управления перевели проблему из одной
крайности в другую — теперь упор был сделан на «вертикаль управления»
под вывеской «Россия большая, управлять ею можно лишь твердой рукой».
В обмен на лояльность региональные вельможи заливались деньгами,
а главное — им было дано право невозбранно грабить подведомственную
территорию. Эта ситуация привела к окончательному установлению к концу
нулевых годов по всей территории страны мафиозного государства на всех
уровнях. В этом и заключается отличие от ситуации начальных лет
правления Путина — если ранее региональные боссы презрительно
не обращали внимание на федеральные структуры, бравируя наплевательским
отношением к Москве и ее законам (вводились даже нормы, при которых
федеральное законодательство действовало лишь в части, не противоречащей
региональному нормотворчеству), то теперь федеральные структуры
срослись с местными и на пару дружно пилят территорию, объединенные
общим корыстным интересом. В условиях кризиса на местных оябунов
у Москвы не осталось никаких инструментов влияния.
Угроза регионализации страны в условиях кризиса при малейшем сбое
в управляющем центре гарантирована. В этом смысле силовой инструмент
в виде личной гвардии может дать Путину гарантию того, что у него
появится лаг во времени, если в Москве что-то пойдет
не так. Удерживать ситуацию под контролем бесконечно его преторианцы
не смогут, но регионы будут вынуждены держать нейтралитет в случае
попытки создания каких-то неприятностей в Москве значительно дольше.
И первая, и вторая причины, по которым настоятельно потребовалось
создавать неподконтрольную никому силовую суперструктуру, естественно,
являются следствием противоречий, которые Нацгвардия решить
не в состоянии — да никто, в сущности, и не собирается ничего решать.
Задача Путина — зацементировать существующее статус-кво и пережить
неприятный момент. Ни о каких реформах, индустриализации, создании
новой системы управления речи нет и быть не может — Путин уже всё создал
в течение 15 лет, он раб и заложник созданной им же хунтоподобной
структуры на феодальной средневековой элементной базе. В любой другой
системе он никто, да и строить что-то новое можно, лишь опираясь на какую-то влиятельную
и ресурсно обеспеченную страту элиты. Нынешние мероприятия призваны
«нагнуть» всех — и высшую номенклатуру, и региональную — в равной
степени. Обеспечить их лояльность и только. Поэтому вопли пропаганды
насчет «Ну теперь-то Наш всем покажет» можно смело пропускать мимо ушей.
Ну, и теперь о последствиях. Раз противоречия не разрешаются, они будут продолжать накапливаться. Грабеж страны продолжается, управление деградирует, экономика разрушается, население дичает. Никакая Нацгвардия удержать пар в кастрюле не сможет, она лишь делает выхлоп более отдаленным по времени — но зато и гораздо серьезнее, чем он мог бы быть без попыток Путина удержать сложившуюся ситуацию таким образом. Запад и его клиенты в среде правящей российской элиты будут продолжать прежний сценарий, однако теперь им придется учитывать фактор Нацгвардии, но и только. Вобщем-то , нивелировать ее существование уже сейчас понятно, как. Забрав под себя все возможные силовые функции, Нацгвардия будет вынуждена хотькак-то , но разбираться с проблемами, ради которых эти функции и существуют. Борьбой с терроризмом в том числе.
Крайне сомнительно, что Нацгвардия, подобрав под себя функцию борьбы
с терроризмом, сможет бороться с ним лучше ФСБ или любой другой
специализированной службы. Скорее наоборот — рассредоточение
обязанностей по этой борьбе (ФСБ продолжит вести оперативно-розыскную деятельность,
но в случае масштабных мероприятий ей придется теперь идти на поклон
в Нацгвардию) существенно усложняет весь процесс. Появятся «дырки»,
неизбежные в такого рода рассогласованных действиях. Какие — сейчас
никто не скажет, но их обязательно и очень быстро нащупают сами
террористы. А кто ими управляет — секрет полишинеля.
Основной задачей Нацгвардии становится обеспечение безопасности Первого
лица — это вообще становится теперь приоритетной задачей всей
национальной безопасности. В таком случае созданную систему довольно
несложно дезорганизовать, «заддосив» новую силовую структуру усилением
террористической активности в столице и в одном или двух важных
регионах — Северный Кавказ и Поволжье, к примеру. Ресурс Нацгвардии
небесконечен, а значит, ей придется концентрироваться на этих
направлениях, оголяя остальные. А это значит, что остается без прикрытия
вторая причина, по которой Путин был вынужден создавать Нацгвардию —
региональные бароны. Раскалывать страну будут не через верхушечные
потрясения, а более кроваво и сложно — через региональные трещины.
В таком случае вполне возможно, что осенние события все равно
состоятся — но их используют в качестве тренировки и проверки
возможностей новой гвардии Путина. После чего проведут работу над
ошибками и повторят снова.
Создание
Нацгвардии лишь оттягивает на время неизбежное. Без разрешения
противоречий, созданных во время правления Путина, а также противоречий,
накопленных еще с советского периода и во времена ельцинских
экспериментов, система будет продолжать оставаться в неустойчивом
положении. Подпорки лишь отсрочат ее крах, и только.из ДИВО-РА по этому источнику.
а вот Дугин, оптимистичен и поет другое (точнее подражает в манере речи Пушкову)
.
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ
а вот Дугин, оптимистичен и поет другое (точнее подражает в манере речи Пушкову)
.
- Фальшивая власть;
- Путин о Ленине;
- Карикатуры на Россию и Путина в зап. СМИ;
- Пресс-конференция Путина: три замечания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий