пятница, 27 марта 2015 г.

.9 лет как с нами нет Станислава Лема


"Солярис" - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским. Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой... Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле - прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот. Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле - прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот".". подробнее на сайте...

еще с того сайта:

"А совсем уж ужасным было то, что Тарковский ввел в фильм родителей Кельвина, и даже какую-то его тетю." Мне эта тетя (в вязаном платье) тоже поперек горла вставала. " Но прежде всего - мать, а "мать" - это "Россия", "Родина", "Земля". Это меня уже порядочно рассердило." Хм. Его как поляка это может особенно сердило. Подумать только когда-то Польша (шляхтичи) угрожала России... " У меня Кельвин решает остаться на планете без какой-либо надежды, а Тарковский создал картину, в которой появляется какой-то остров, а на нем домик." Не, домик он, конечно, выглядит диковато, но мистика того, что дождь идет внутри... и библейский мотив возвращения блудного сына. Тут уж Тарковский использовал НФ как модную приманку. В этом корысть и эгоизм гения. 
(1) Интересно, что Лем "также отказывался от предложений американцев о новой экранизации "Соляриса". Из интервью российской "Общей газете" (номер от 20.01.2000 г.): "Во-первых, голливудская манера делать глупые фильмы в жанре Science Fiction недостойна даже споров, а во-вторых, мне не хочется возвращаться к пройденному"."

(2) Также Интересно, что: "Мне трудно сказать что-либо разумное об этом произведении - книга как-то "излилась из меня" без каких-либо предварительных планов, и у меня даже были трудности с окончанием." 

Тарковского можно понять с тех позиций, что писатели и актеры (акрисы) - по сути: женщины, дети - способны идти вслед, повторять с чужих слов, а он на съемочной площадке - режиссер, гений, вожак, мужчина, взрослый.

(3) Еще интересно, что Лем сравнивает судьбу своего произведения с Мелвиллом ("Моби Дик"): "на первый взгляд книга описывает историю китобойного судна и роковую охоту капитана Ахаба за белым китом. Вначале критики разгромили новеллу, как бессмысленную и неудачную - к чему все эти переживания по поводу какого-то кита, которого капитан наиболее вероятно превратит в несколько отбивных и какое-то количество баррелей животного жира? Только после огромных аналитических усилий было обнаружено, что ни жир, ни гарпуны не являются сутью "Моби Дика". После того, как был найден более глубокий, символический слой, работа Мелвилла в библиотеках была изъята из раздела "Приключения На Море" и размещена в другом месте." Про такую историю книги я, конечно, не знал.

(4)"Бесшабашность и опрометчивое поведение Кельвина в прошлом привели к самоубийству его любимой женщины Хари." Интересно, что "Гигантскую черную женщину в красной юбке, совершенно не помню, перечитать что ли? .

"Конец книги выполнен в романтически/трагическом ключе; девушка решает сама себя уничтожить, не желая быть инструментом, с помощью которого какая-то неизвестная сила исследует искренне любимого ею человека." Наташа Макэлхоун гениально сыграла и здесь гениален Содеберг.

Жаль. И жаль. что до сих пор "Непобедимого" не экранизировали, хотя нанороботы уже среди нас."

И еще очень хотелось бы увидеть "Возвращение со звёзд" (есть хорошая аудиокнига) проблемы времени и пространства, философия жизни, заброшенность в чужое общество будущего (все никакое, стандартное, безвкусное)

доделать - поделиться  в сообществе НФ (запись от 6 апр 2006 с того дневника)