вторник, 27 октября 2015 г.

Марсианин: жрать и с#ать

Фильм о космической марсианской робинзонаде снят Ридли Скоттом действительно хорошо, но (как "мы" уже упоминали прежде) в нем нет того удивления от новаторства, что прежде исходило от мэтра кинофантастики (Вы же помните "Чужого" и "Бегущего по лезвию бритвы", да?). Маститый режиссёр скатился (я считаю) до почти что примитивной коммерциализации актуального интереса к Марсу (в первое десятилетие 21 века выпущено уже 2 фильма о красной планете). Причем некогда великий Ридли жалок в своем стремлении "колебаться вместе с линией партии"* - сейчас "Марсианин" единственный фильм (на тему современного космоса (а пилотируемый полет - это уже наши дни) в котором нагло игнорируется присутствие в пилотируемой космонавтики такой ВЕЛИКОЙ космической ДЕРЖАВЫ как СССР/Россия! Тогда как (в фильме) американцы израсходовали единственную (вторую делать нет времени) ракету за помощью они обратились к КНР! Именно установка правящей в США партии на изоляцию России и удушение её санкциям (экономическими и политическими) заставила Скотта выкинуть РФ вовсе из истории комоса. Теперь таких режиссёров - двое (еще Кристофер Нолан с "Интерстеллар"). А, ведь из позорного списка есть и счастливое исключение это Альфонсо Куарон с его шедевральной "Гравитацией". Больше чем уверен даже если Gravity снималась бы в 2014 году в ней однозначно присутствовала бы Россия**.

А если все же отдать должное американскому мэтру (РС) в чем оно? Привычка делать основательно, профессионализм заставили РС обратится к специалистам (по космосу) и выудить от них факты, которые, впрочем, использованы в фильме как курьез и прикол - в качестве удобрения для картофеля первый колонист Марса использует собственные экскременты. Почему это прикол? А потому что это второй (после жратвы) штамп голливудского кинематоргафа - действие фильма в туалете. Американская нация как будто не вышла (до сих пор) из анальной (по Фрейду) стадии развития человека (подростковой по сути) когда он интересуется своими половыми органами. Можно было бы вспомнить еще и великого немецкого философа Ницше с его триадой***, но юмор в отношении секса и собственного правительства бледен и невыразителен, зато бранные слова (присущие и подросткам и "ректальной стадии") присутствуют вполне.
ч

Забытый на Марсе астронавт (неправда ли курьез "звездоплаватель" здесь пешеход) вынужден ждать спасения 500 дней (сол - марсианские сутки), а еды у него было на месяц. Вроде как понятная проблема - надо чем то питаться, но для русского человека (привыкшего, в своей истории, к лишениям) это немного удивительно - уделять ЕДЕ 2/3 фильма. Наверное и вправду нация ТАК привычная к комфорту будет так страдать в ОТСУТСТВИЕ ЖРАТВЫ, что простит режиссеру такое большое к ней внимание. Смекалке и научным знаниям столько времени не уделено. Кстати о научных знаниях.

Герой Мэтта Деймона (уже, кстати, остававшийся в космическом одиночестве ("Интерстеллар")) вспоминает о преимуществе своей специализации - ботаник (биолог), так как именно она позволяет ему выжить. Интересно что в современном русском разговорном языке ботаник - идиома, подразумевающая ГИКа, "умника", что уделяет приобретению (и складированию) знаний непропорционально больше времени нежели приобретению навыков социализации. В молодежном сленге в ходу даже слово - ботан. Ущербность от односторонности, от характерной для американской системы образования специализации (читай однобокости), проявляется (сквозит) и у экипажа корабля Гермес (на котором и прибыла на Марс экспедиция Арес 3****). В фильме есть кадр на котором член экипажа отвлекает своего коллегу в связи с ПРОБЛЕМОЙ суть которой невозможность понять, что ФАЙЛ С РАСШИРЕНИЕМ txt - ТЕКСТОВЫЙ, А НЕ ГРАФИЧЕСКИЙ и именно поэтому его невозможно посмотреть как картинку (то есть как JPEG), как говорится "Хьюстон у нас проблема"


Способность придумать выход (в виде специальной азбуки для общения в ЦУПом) в фильме преподносится как чудесная способность героя Мэтта Деймона, тогда как советские/российские космонавты образованы не в пример шире американских и в гораздо большей степени способны ко взаимозамене (если какой специалист "выбудет" вдруг из экипажа). Для советского (хочется надеятся что и для российского) зрителя нелепой и чужой выглядит ситуация с "фамильярностью" в которой гик-астронавигатор забывается и допускает некоторое панибратство. отсутствие субординации в НАЧАЛЬНИКОМ НАСА - излагает. панимаешь. план спасения "марсианина" без должной субординации. Но ничего НАЧАЛЬНИК НАСА не забывает его "послать" - "Я ХОЗЯИН - ТЫ Г#ВНО"*****

И только последняя треть фильма как то отвлекается от ЖРАТВЫ и СР... и посвящает себя теме инопланет, космоса и человека в нем.


-----------
* известна фраза из монологов сатирика Михаила Жванецкого.
** независимость, новаторство и объективность режиссера увидел и Эмир Кустурица, пригласивший Куарона в свою кинодеревню.
*** "человечество смеется над тремя вещами в мире: над сексом, над своим правительством и над отправлениями прямой кишки".
**** американцы (как наследники римлян) больше предпочитают римские названия греческих богов, но, желая избежать тавтологии, здесь они вынуждены вспомнить первое (греческое) имя боа войны- Арес.
***** если уместно здесь вспомнить некосмический фильм "Леон", то в нем есть кадр в котором секьюрити полицейского участка не пускает героиню Портман в здание и ставит перед ней кружку с кофе на которой есть та надпись (что то вроде) "I`m boss, you - ass".

PS тема использования эксрементов присутствует еще в одном фантастичском голливудском фильме - Дюна (по одноименному роману Ф.Херберта). Заброшенные в пустыню изгои вынуждены были предусмотреть в конструкции скафандра систему, что извлекала бы влагу даже из мочи.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
- для них мы просто слуги (астронавт НАСА про свою службу на МКС);
- критика фильма производства ВВС "Битва за космос" (2006 г);
- Нарцисизм "Прометея" (критически о фильме).