среда, 24 декабря 2014 г.

В.Краус Нигилизм и идеалы. С.252-254

наши поступки, но мы надеемся, пока живем, и наоборот, что по-латыни звучит почти одинаково: «Spiro, spero».

   Хотя современное общество в значительной степе­ни — общество нигилистов, но все же не реальных са­моубийц. Пока еще в нем присутствует воля к жизни биологическая сила и тем самим корни надежды, бу­дущее и идеалы. Осознание этого факта может укрепить их.

   «Многие живут так, как если бы имели идеалы, хотя сами они это отрицают. Другие называют себя хрис­тианами, даже придерживаются церковных обрядов, на­зывают себя идеалистами — а в своих поступках являют­ся циниками и нигилистами. То представление, которое имеет о себе большинство людей, весьма сомнительно. Не слова, которыми они описывают себя, но их пове­дение и поступки говорят правду.

   Тот, кто считает себя христианином или гуманистом, даже идеалистом, но действует прямо противоположным образом, может, осознав это, усилием воли многое в себе скорректировать. Именно христианская религия с ее главными добродетелями — верой, надеждой, любо­вью — выводит на этот путь. Но что сказать тем, кто заявляет, что не может верить ни в какую религию и ни в какого бога? Одни высказываются и ведут себя как гуманисты, руководствуются в поступках любовью к ближнему, действуют так, как если бы веровали, хотя считают себя агностиками и атеистами. Разумеется, никто не вправе приписывать другому убеждения, противоположные тем, которые этот другой высказывает публично, и все же на свете значительно больше, чем принято думать, людей, которые веруют, не зная об этом.

   Именно ужасы двух мировых войн, крушение бредовых националистических идей и коммунистических утопий, конкретная опасность уничтожения мира, сомнительность политики и кризисы смысла в индивидуальной жизни дают нам сегодня шанс изучить их при-чины и извлечь из них основания для будущих реалистических возможностей. Идеалы необходимы жизни, но нужен опыт, чтобы не упустить возможности приближения к ним.

   Информационный потенциал нашего столетия, который невиданным прежде образом предоставляет в наше
- 252 -

распоряжение опыт прошлого, может оказаться полез­ным, если мы извлечем из него эту пользу. Огромному количеству людей, которые во времена хаоса и поли­тических смут, несмотря на все демагогические иску­шения и соблазны, действовали в духе веры, надежды и любви, мы обязаны тем, что современность как она есть все же стоит жизни. В этой книге я попытался привлечь опыт прошлого и современности и показать, как много, несмотря на все катастрофы, сделано ради того, чтобы не похоронить идеалы во мраке массовых могил и раскатах издевательского хохота. В каждом городе нашлось боль­ше десяти праведников, которые спасли нас.

   Если апостол Павел в «Послании к Римлянам» (4:18) сказал об Аврааме: «Он, сверх надежды, поверил с на­деждою» («Он веровал в надежду, когда надеяться было не на что») — и привел его в качестве примера, то мы можем утверждать, что у нас есть реальные основания для надежды. Нельзя забывать о том, сколько призывов к надежде и радости содержится в Евангелиях и Пос­ланиях Павла. Они могут служить подтверждением на­шего исследования. Его результаты сводятся к тому, что хотя в нашем посюстороннем существовании рай недостижим, но следы рая вполне возможно обна­ружить.

    Эти проблемы до сих пор в ужасающе малой степени осознаны обществом. Идеалы подвергались ложному истолкованию, и неверное приближение к ним часто ста­новилось причиной катастроф.

    Последние полтора столетия преподали нам мудрые уроки познания. Они научили нас правильно относиться к идеалам, учитывать их необходимость и опасность. Теперь мы можем компетентно судить о том, в какой мо­мент одно превращается в другое. Очевидно, наступила пора сделать эту компетенцию достоянием общества, чтобы она послужила ему на пользу.
    Грехопадением нашей эпохи было заблуждение, что рай можно построить на земле. В разных одеяниях и масках это заблуждение проникает и сегодня в жизнь множества отдельных людей, которые полагают, что в этом мире можно обрести полное счастье. Недавнее прошлое отмечено ложным подходом к идеалам и увлечением гибельными политическими идеями, ложно истолкованными как идеалы. Делать отсюда вывод об отказе от идеалов вообще было бы ещё одним заблуждением, которое
-253 -

лишь продолжило бы предыдущее, разве что с обратным знаком.


    Реальные и психические катастрофы, потрясения и разочарования, вызванные ложным истолкованием иде­алов, уже сегодня кажутся нам естественными и понят­ными следствиями. Если мы не вытесним их в подсоз­нание, они помогут нам обрести «мудрую надежду», «docta spes», необходимую для приближения к идеалам — в границах, обозначенных силой тяжести земного несо­вершенства. Так мы найдем следы рая.

================
стр 115-125; стр 126-136; стр 137-143; стр 146-153; стр 154-161; стр 198-201; стр 210-221; стр 222-231; стр 248-249; стр 252-254.