ставить часто приводимое возражение: искусство - это в первую очередь помеха, введение в заблуждение и критика. Оно всегда было направлено против того, что уже существует, против общепринятых норм и порядка. Всегда ли? Осмысление той деятельности, которая продолжается вот уже пятьдесят тысяч лет и которую мы называем искусством, приводит к другому выводу.
Разумеется, в средние века искусство смущало умы но меньше, чем нам кажется сегодня, когда мы, например, смотрим на картины Иеронима Босха. Ибо оно было критикой с позиций веры и трансцендентности. Критикой, направленной против алчности, сластолюбия, глупости, подлости, жестокости, бездушия. Но в основном оно было ободрением, подкреплением, ориентиром, изображением примеров из жизни Христа и святых.
Там же, где оно действовало как критика и помеха оно принципиально отличалось от тех произведений искусства, которые начиная с конца XVIII века и по сей день несут в себе заряды агрессии. Позднее эта агрессия была направлена на несовершенную действительность, но одновременно подвергалась злобным нападкам и вся сфера трансцендентного, которая была объявлена иллюзией и обманом. Изменилось направление удара, теперь искусство обратилось против религии, веры и христианства. Политика, социальные идеологии и все шире распространявшиеся анархизм, нигилизм, деструктивность вышли на первый план. Но, имея представление о развитии искусства в течение многих тысячелетий, мы не склонны придавать слишком уж большое значение этому феномену.
Во избежание недоразумения: мне не хотелось бы принципиально отказывать в художественных достоинствах даже исключительному отрицанию. Но оно не относится к тому искусству, которое задевает самые глубокие струны нашей души. Оно не является частью растущего непосредственно из корней ствола искусства, Оно только боковая ветвь, которая, по всей вероятности, скоро высохнет.
Идеал искусства есть преодоление. Преодоление реального, границ индивидуального и одновременно земного. При этом очевидно, что тот, кто создаёт или переживает искусство, сам может следовать за ним только-248-на известном расстоянии. Слова обращенные к Гильгамешу, сохраняют свою правоту:
Заключение
«У людей не осталось идеалов» — ежедневные тому примеры мы видим по телевизору, мы слышим об этом по радио, читаем в газетах, узнаем от друзей. «Политики продажны, они способны на все ради карьеры, ради банковского счета, точно так же ведут себя политические партии, для них важно только одно — преимущества в борьбе за власть, а интересы страны у них на последнем месте». Каждому известно из средств массовой информации, что многие чиновники обогащаются, берут взятки, наживаются на подрядах, которые раздают от имени государства, где у них совесть, где обязательность, где ответственность, самоотвержение — куда подевались идеалы?
Средства массовой информации беспрерывно раскрывают новые скандалы, для того они и существуют, и в - 249 -
================
стр 115-125; стр 126-136; стр 137-143; стр 146-153; стр 154-161; стр 198-201; стр 210-221; стр 222-231; стр 248-249; стр 252-254.
Разумеется, в средние века искусство смущало умы но меньше, чем нам кажется сегодня, когда мы, например, смотрим на картины Иеронима Босха. Ибо оно было критикой с позиций веры и трансцендентности. Критикой, направленной против алчности, сластолюбия, глупости, подлости, жестокости, бездушия. Но в основном оно было ободрением, подкреплением, ориентиром, изображением примеров из жизни Христа и святых.
Там же, где оно действовало как критика и помеха оно принципиально отличалось от тех произведений искусства, которые начиная с конца XVIII века и по сей день несут в себе заряды агрессии. Позднее эта агрессия была направлена на несовершенную действительность, но одновременно подвергалась злобным нападкам и вся сфера трансцендентного, которая была объявлена иллюзией и обманом. Изменилось направление удара, теперь искусство обратилось против религии, веры и христианства. Политика, социальные идеологии и все шире распространявшиеся анархизм, нигилизм, деструктивность вышли на первый план. Но, имея представление о развитии искусства в течение многих тысячелетий, мы не склонны придавать слишком уж большое значение этому феномену.
Идеал искусства есть преодоление. Преодоление реального, границ индивидуального и одновременно земного. При этом очевидно, что тот, кто создаёт или переживает искусство, сам может следовать за ним только-248-на известном расстоянии. Слова обращенные к Гильгамешу, сохраняют свою правоту:
Гильгамеш, куда ты бежишь?
Жизнь, которую ты ищешь, ты её не найдёшь!
Когда боги создали человечество,
Они взяли жизнь в свои руки.
Эти слова можно понимать и в обратном смысле: они предостерегают от пренебрежения жизнью, от опасности упустить возможное. В искусстве спроецировано и пережито то, что в реальности невозможно построить или осуществить с такой же полнотой и совершенством. Но искусство открывает нам перспективу, помогающую совершить поступки и деяния, которые остаются на реальной почве, но без этой перспективы не были бы совершены. Итак, искусство преображает действительность, изображая ее совершенной, или оно является попыткой заклинания божественного. Часто оно бывает прорывом к тому и другому: изображением совершенного и актом заклинания. И то, и другое обращено к Богу Именно искусство как преодоление показывает нам благодаря опыту этого преодоления границы возможного в жизни.
Заключение
«У людей не осталось идеалов» — ежедневные тому примеры мы видим по телевизору, мы слышим об этом по радио, читаем в газетах, узнаем от друзей. «Политики продажны, они способны на все ради карьеры, ради банковского счета, точно так же ведут себя политические партии, для них важно только одно — преимущества в борьбе за власть, а интересы страны у них на последнем месте». Каждому известно из средств массовой информации, что многие чиновники обогащаются, берут взятки, наживаются на подрядах, которые раздают от имени государства, где у них совесть, где обязательность, где ответственность, самоотвержение — куда подевались идеалы?
Средства массовой информации беспрерывно раскрывают новые скандалы, для того они и существуют, и в - 249 -
================
стр 115-125; стр 126-136; стр 137-143; стр 146-153; стр 154-161; стр 198-201; стр 210-221; стр 222-231; стр 248-249; стр 252-254.
Комментариев нет:
Отправить комментарий