вторник, 29 сентября 2015 г.

о "разломе Сан-Андреас": гибель потребителей или прелесть анархии

"Дядю Степу уважают
Все, от взрослых до ребят.
Встретят — взглядом провожают
И с улыбкой говорят:

— Да-а! Людей такого роста
Встретить запросто не просто!



Смотрел давеча "Разлом Сан-Андреас" почему-то он произвел на меня хорошее впечатление, а из0за чего - попробую разобраться.

Сначала о двух замечаниях. В первых кадрах фильма девушка за рулем на горной трассе оборачивается и достает из сумки, лежащей на заднем сиденье... в принципе незачем было ронять ее с автомобилем в пропасть - она уже и так провинилась*. Второе: герой фильма, используя свое мастерство направляет вертолет глубже в расщелину - чтоб поближе к упавшему автомобилю подобраться. Эта ситуация вызывает недоумение - почему не спрыгнуть на обрыв и оттуда уже кидать трос девчонке? Обязательно рисковать всем шестерым?

Фильм-катастрофа (см также метеоусловия) "Разлом Сан-Андрес" эксплуатирует популярную в амер. кинематографе тему глобальных разрушений и крутых спецэффектов, НО этот фильм выставляет героями тех парней, которые они и есть - спасатели. Сразу на память приходит еще один фильм "Обратная тяга". Пожарники из того фильма, правда, были "несколько стеснены в средствах" передвижения, а вот герой Дуэйна Джонсона "очень даже нет"**. В распоряжении бывшего рестлера ("Скала" Джонсон) целый вертолет. И, если, в случае первого тревожного вызова он вынужден возить целую бригаду (два коллеги и два журналиста), то во втором случае вертолет полностью в его распоряжении - лети не хочу. "Под крылом самолёта"*** гибнет целый город а с пилотом спасательного вертолета ну решительно никто и связываться не хочет. Ну "раз пошла такая пьянка"**** можно лететь куда хошь тем паче в беду попали и доча и жена. Совершенно ясно, что герой фильма спасет и дочь и жену и какую-то еще неизвестную женщина (что просто рядом со стадионом лежала) . Может быть я напрасно иронизирую - Д.Джонсон из разряда тех людей, что сами себя сделали (то есть он не просто тупой качок). Мало того он и в фильме демонстрирует то самое исключение благодаря которому и существует общество потребления. То есть что надо потребителю? Чтоб машина ехала, врачи лечили, полицейские и МЧС - спасали. Всегда должен быть кто-то кому "за это деньги платят". Навыков самостоятельного спасения/выживания и большинства нет, их отбивают как специально*****. Один пример из фильма ДД бросает технику станции МЧС:
- "посмотри что там с лебедкой"
- "опять ты ее сломал"?  ладно позвоню чтоб привезли новую.
Вот ТЕХНИК даже смотреть не хочет "да х... с ней - проще новую привезти".

Но фильм (несмотря на катастрофу) больше не о негативном, а наоборот - о позитивном. Позитивны люди (и из дочки), которые знают как спасать или где лежит то, что поможет спасению. Позитивны специалисты руками которых строятся дома и прочие сооружения (молодой инженер с младшим братом). Позитивны ученые-сейсмологи, которых до того "как гром не грянет" никто не слушает (на память живо приходит фильм "Смерч"). Позитивны спецэффекты фильма: сейсмоволна на которой перекатываются здания города, гигантская волна в заливе (вверх по которой спасается герой и рядом с ним на катерах) и позитивна халява. Нет, я не про мародеров, которые (кроме грабежа) еще и стреляют в людей, а про халявные тачки*** ***. МЧСовский вертолет Джонсона, угнанный пикап у супермаркета, самолет "сесна", катер береговой охраны, тревожный сундучок (из пожарной машины) - ВСЁ ХАЛЯВНОЕ! Вот, наверно, еще один секрет привлекательности фильмов-катастроф и жанра пост-аокалипсис в частности. Свобода и анархия! "Кому война, а кому и мать родна"*** **** . Кто-то находит себя именно в таких кризисных и переломных ситуациях. Чьи-то низменные инстинкты подобная катастрофичность ярко высвечивает (подлый отчим главной героини). Хорошо не то что можно взять нужное нахаляву или бесстрашно (бесплатно) разгуливать по чужой (частной/государственной) собственности, а то что на руинах одного (сломанного) построить другое (целое), например воссоздать свою семью. Пройти там где еще утром было все застроено. Одним словом "голливуд не так уж прост" штампы - штампами а иной раз вон какие интересные темы он поднимает.
---
* да и "вабще" американские фильмы дают массу примеров того как не надо вести себя за рулем. Наверно тот трейлер (что везет снимаемый автомобиль и актеров в нем) так всех развращает, ведь при таком положении вещей за руль можно и не держаться вовсе...
** вариация на слова из популярной (когда-то) песни "в петербурге все мосты разводятся а поцелуев очень даже нет".
*** фраза из еще одной (популярной СССР) песни "Под крылом самолёта о чём-то поёт зеленое море тайги".
**** "раз пошла такая пьянка - режь последний огурец".
***** уж не благодяря ли этому дефициту необходимых навыков популярны игры "выживалки"? (Last of US)
*** *** ну да прямо как в игре ГТА - взял  отнял. Тоже популярной потому, что в реальной жизни так нельзя, но очень хочется?
*** **** надеюсь вы меня понимаете: фраза несет негативный аспект (как-то: бандеровцы и "правосеки" в Донбассе), но мы здесь вспоминаем настроение подъема, деятельности вообще, так сказать.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

- Я - динозавр (к биографии Тома Круза);
- Гнобить немцев (традиционный негатив в изображении немцев).
- Нарциссизм Прометея.