среда, 10 июня 2015 г.

Причины плохизны советской фантастики

Настоящий момент является переломным в истории человечества. Вспыхнувшие в некоторых меcтах планеты войны по большей части являются искусственными, вызванными кризисом в наиболее влиятельных странах планеты, связанные с неспособностью и дальше с тем же успехом влиять на остальных. О каком кризисе я говорю - об америко и европоцентризме. в них обоих еще можно выделить уже потонувший в них, но еще выделяемый англо-центризм. Несмотря на то, что европоцентризм неправ (и остальные нации имеют право на признание своей уникальности) существующая тенденция переосмыслить достижения европейской, западной, христианской цивилизации не может нивелировать тот факт, что сам по себе термин фантастика и тем более научная фантастика имеет в основе своей технику, а технический прогресс так и рос: сначала наиболее ярко проявив себя в Англии потом в европе, а потом в
США. Можно ли умалить достижения Российской империи, СССР и России - нет! Так в чем же дело, почему (опять таки в оценках американцев и европейцев) преобладающую часть золотого фонда фантастики составляют американские и европейские фильмы? Может дело в отношении к жанру? Так, например, СССР первым вышел в космос, но за редким исключением, у него нет достойных фантастических лент... может технический прогресс и состояние кинофантастики не связаны? Смотрите, кроме СССР, сша и Китая ни одна другая страна не смогла самостоятельно запустить космический корабль, но в кинофантастике представлена достойно (англия и франция). Да в "нашем деле" отношение к "делу" является определяющим (ну как в эротической культуре: одно и тоже обнаженное тело и эротика и порнография (в зависимости от отношения режиссера)).

В западной капиталистической культуре техника ее прогресс и успехи были или инициированы необходимостью умножить капитал или (будь случайно происшедшим то или иное техноизобретение) потом поставлены на службу капиталу. То есть образовалась и поддерживалась связь между технической новинкой и тем какую она имела отдачу в деньгах. В фильме "Земля будущего" требовательный оценщик изобретения от совсем юного дарования требует немедленного практического (непосредственно практического) эффекта (на что последний парирует, что эта практическая применимость не самое главное, главное устремленность к результату, чувство необходимости и живой потребности в цели) и так на западе везде - сначала бизнес (дело).

В России 90-х годов была предпринята попытка издать библиотеку русской фантастики куда вошли как сказки, так и фантазии на научную тему. При всей взбалмошности ерундовости и чепуховизне такой затеи в ней есть рациональное ядро. Фантастика - это не столько fiction (как мошенничество или бесплодная придумка) сколько мечтание от... Живет народ крестьянским бытом в наличии и у него грубые орудия труда, которые не ценны сами по себе так как более ценен хлеб чем соха (труд тяжел и мало производителен (низкий КПД)) и мечтает о более легкой воздушной жизни где есть волшебство, где можно оторваться от земли или плыть по молочной реке с кисельными берегами. И есть, например, англия/франция конца 19 начала 20-го веков, где  начинаются такие случаи, когда чудесным образом увеличивается КПД
производства, когда рабочий день по количеству продолжительности тот же, но качество жизни получать лучшее. Тогда мечтание о лучшей жизни оказывается привязанным к самим техническим новинкам (так как благодаря им качество жизни прогрессирует). Внимание к технике приводит к пониманию логики появления на свет и существования "на свете" последней. Вот это можно назвать научной фантастикой и там, где эта этика (уважения к принципам возникновения и существования техники) нарушается (или в нее подмешивается ерунда), там это уже не НФ, а порнография (например "Флэш Гордон" с О.Мутти) всякие космические оперы.

Что не так было в СССР с НФ, точнее с кинофантастикой (с литературой было на порядок или на два (а мож и на три) лучше чем с кино)? Дело, как уже тут говорилось, в отношении. В СССР большое значение имела идеология и средство ее распространения - пропаганда. И, если, в первой половине 20 века, еще при жизни Энгельса и вскоре после него марксистская, социалистическая идеология еще была передовой по духу и адекватной времени, то после 2й мировой мир стал меняться "совсем уж быстро", а идеология в СССР как бы застыла в начале века и чем дальше, тем нелепее и смешнее было ее применение к НТП/НТР***. Огромные размеры страны, потенциал экономики позволяли долго почивать на лаврах и это продолжалось до тех пор пока количество эффективного применения техники на западе не совершило качественного скачка и СССР (в процессе гонки вооружений) не надорвался. "Практика без теории - слепа, теория без практики - слаба". Так вот идеология не должна быть такой, чтобы (подобно технологической карте) мочь быть непосредственно применимой к тому или иному делу, а такой, чтобы как стратегия - благодаря удачно выбранному направлению привести к желанной цели. Было обратное, что то типа начетничества. Тупа декларировалось одно, чтобы получить другое.

Теперь отвлекшись от  идеальных построений попробую привести практические примеры. В фантастике СССР было место замечательным идеям дружбы, коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручке, отмечалось корыстолюбие, выгодоприобретение, фетишизм - от всего этого был свободен западный кинематограф ну не то чтобы об был по определению аморален, но положительные качества человеческой натуры, христианские ценность, качества "доброго самаритянина" были там приятным бонусом, но никак не основным содержанием. Никто не мешал сделать из техники фетиш, закрутить сюжет вокруг той или иной технической новинки. Сказав это я имел ввиду Джорджа Лукаса и Братьев (тогда еще) Вачовски. К сожалению выдав первый шедевр они были не в состоянии его творчески продолжить (я про следующие фильмы после знаменитых трилогий), так например больше мы ничего не слышали о каких-либо еще шедеврах Лукаса или Вачовски.

Есть 2-й путь . Это когда вообще гениальный режиссер в поисках самовыражения обращается, например, к фантастике (мода в это время такая) - это (в СССР) такие режиссеры как Тарковский (Солярис) и Данелия (Кин-дза-дза), а зарубежом Стенли Кубрик (Одиссея 2001), Ридли Скотт (Бегущий, Чужой).

Есть и 3-1 путь пожалуй наиболее интересный : его представителями являются Инополанетянн Парк Юрского периода, Джеймс Кэмерон (Пираньи, Терминатор, Аватар) П.Верхувен (Робокоп, Вспомнить все) - когда режиссеру нравится баловаться фикшеном и техническими новинками он чувствует в этом вкус и находит свою поддержку у зрителей и питается ею (например успех у широкой аудитории для Тарковского и Кубрика был "как-то" им даже было немного по барбану - широкая аудитория).

И можно сказать, что только потому, что к технике в сов кинофант не проявляли должного пиетета, потому что искусственно давили технику "человечиной" (высоконравственными отношениями) она и стала плоха и неконкурентноспособна. Соображения финансового плана (недофинансирование, слабая мат-тех база) вообще ни при чем.

При должном уважении и понимании техники и фин база могла стать лучше, а то, что даже скромными бюджетами создаются шедевры - тому больше чес несколько примеров.

Вообще Режиссер первого пути - Павел Клушанцев - пример и показ всей судьбы отечественной НФ в кино. Начавший как режиссер научно-документального кино и создавший мировой киношедевр (в области кинофантастики) фильм "Планета бурь" он закончил карьеру как безвестный ассистент Ленинградской киностудии (знакомые с биографией Клушанцева, с содержанием западных фильмов про него знают о том как его "не нашли" во время визита режиссера ... в СССР).

Выдвину (ну что не забыть) а можд и как затравка для отдельной статьи - еще одно соображение по части техники - это УКРЫВАТЕЛЬСТВО. С самого начала своего существования страна советов была во враждебном окружении. Чуть погодя враждебности поуменьшилось, но корысть по отношению к нам и санкции остались* (СССР много чего хотел бы продать на мировом рынке - так не давали). Из-за этого "забугорного" к нам отношения советская страна и Россия живет на положении военного лагеря "всякая революция тогда чего-то стоит, когда может себя защитить". По этой причине прогресс в оборонке всегда был на высоте или в том положении чтобы держать паритет, по той же причине даже крохотный слив стратегической информации по оборонным технологиям вызвал бы несравненный бОльший крах/ущерб, чем такой же слив в странах запада (НАТО было БОЛЬШЕ и могло себе позволить утечки), но, думается с замкнутостью оборонки самой на себя - переборщили: и народное хозяйство проиграло (из-за "отсутствия существовавших" технологий) и широкий зритель проиграл наблюдая на военных парадах 1980-х технику конца 50- начала 60х годов (в то время как международные панорамы и прочие телепередачи демонстрировали облик современной техники) **


-----------------
*а сейчас даже усилились.
** так сравните облик миг 21 и ф-16, а нам именно это только что оставалась или т-62 и леопард-2, абрамс м1
*** НТП (Научно Технический Прогресс), НТР (Научно Техническая Революция).

==========
вачовски - режиссеры сло мо
лукас - режиссер лайт сайбера

инопланетянин - режиссер и той и этой штучек и сопутствующей ерунды.
кэмерон - то же.

======
сходно какому-то такому отношению к технике и - (отношение к философии) Ницше: так тот до середины 80-х не отмылся от клейма "апологетика фашизма" и даже я (впоследствии окончивший филос. фак-тет) не решился тогда (87? 88г?) купить "Утреннюю зарю" - ее купил мой друг, она постояла у него пару месяцев и... больше он ее не видел, её до сих пор смотрю я))) - застойное отношение к великому мыслителю продолжалось да самого последнего времени.
САМЫЕ ПЛОХИЕ ФИЛЬМЫ отечественной кинофантастики:
Москва-Кассиопея, Отроки во вселенной, Через тернии к звёздам, Лунная радуга, Конец вечности, Подземелье ведьм.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
- Советская кинофантастика - лучшее из.
- Робот по имени Чаппи (рец. Р.Корнеева на фильм-энгельс);
- Рецензия на ф-м "После нашей эры" - "Смитом об асфальт" (авт. Р.Корнеев);
- Маразм мэтров кино "Прометей" (также по теме статья здесь "Нарциссизм Прометея")
- Пошлость некоторых советских фильмов.