воскресенье, 29 ноября 2015 г.

Тайна двух океанов (1955)

Первая часть 1955 г (по мотивам романа Г.Адамова)
"В послевоенные годы в Атлантическом океане при загадочных обстоятельствах погибает советский теплоход «Арктика». Одновременно в Тихом океане взрывается французский теплоход «Виктуар». Советскому экипажу хорошо оснащенной подводной лодки «Пионер» предстоит выяснить причину гибели двух теплоходов…"
Вторая часть 1956. (технологии 56 года в этом материале)
"Командир подводной лодки «Пионер» Воронцов после таинственного исчезновения батисферы приказывает всем водолазам вернуться. С разрешения командира у затонувшего теплохода «Арктика» остаются лишь инженер Горелов и старшина Скворешня. Сообщив им путь следования «Пионера», Воронцов приказывает изменить курс лодки…"


С новыми технологиями, с придуманными новинками в фильме сложно. И мало сведений о родных - советских новинках, и идеологическая задача стояла выше просветительской. Но все же:
- во второй части - прообраз лазера, которым "Пионер" прожигает айсберг (помню произвело на меня впечатление в 1983 году)
- конечно чудо-скафандры, развивающие (на глаз) километров 60 под водой.
Подобные технологии ободряли о родных даже сейчас мало известно и еще хуже обобщено тому подтверждение выдержки из книги "6000 изобретений 20-21 веков", что я привёл ниже - в основном мы видим американские изобретения.

Технологии 1955 года
АВИАНОСЕЦ С РЕАКТИВНЫМИ САМОЛЕТАМИ, «Форрестол», введен в строй в США. Авианосец водоизмещением 75,9 тыс. т имел длину 319 м, ширину корпуса 38,5 м, угловую палубу шириной 76 м, четыре паровые катапульты длиной 90 м и 100 самолетов.
АВТОМОБИЛЬ С ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ПОДВЕСКОЙ КОЛЕС, «Ситроен DS-19», выпустила серийно французская компания «Ситроен» (Citroen). (Гидропневматическую подвеску колес изобрел в 1944 г. инженер «Ситроен» Поль Маже.)
БОРМАШИНА ВЫСОКОСКОРОСТНАЯ, изобрел и выпустил на рынок стокгольмский дантист Ивор Норлен. Сконструированное им высокоскоростное сверло вращалось со скоростью 250 тыс. об/мин и практически не причиняло боли пациенту.
ЗДАНИЕ, ОБОГРЕВАЕМОЕ СОЛНЕЧНОЙ ЭНЕРГИЕЙ, построил 15 января американский конструктор Раймонд Уиткомб Блисс в городе Таксон, штат Аризона. Огромная наклонная пластина из стали и стекла превращала солнечную энергию в тепло, которое разносилось по дому с помощью трубопроводной системы. Летом она использовалась для охлаждения. (Коммерческое здание, обогреваемое солнечной энергией, было построено 1 августа 1957 г. в Альбукерке, штат Нью-Мексико.)
ЗУБНАЯ ПАСТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ, ФТОРИСТАЯ, Crest with Fluoristate, выпустила на рынок американская компания «Колгейт-Палмолив» (Colgate-Palmolive). (Именно в ее лабораториях были проведены исследования и специалисты доказали, что фтор защищает зубы от кариеса. Так был изобретен и запатентован Fluoristate. Он и вошел в состав профилактической пасты.)
ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК С БОРТОВОЙ ЭВМ, Ф106 с ЭВМ «Риджитэир», выпустила на рынок американская компания «Юз Эйркрафт».
КИНОФИЛЬМ ПАНОРАМНЫЙ КРУГОВОЙ, циркорама, создал американский продюсер Уолт Дисней.
КОНТЕЙНЕРОВОЗ С КОНТЕЙНЕРАМИ НА ПАЛУБЕ, создал американский бизнесмен Мальком Маклин, владелец судоходной компании Sea-Land Industries. Он переоборудовал под контейнеровоз танкер «Идеал Икс». (В апреле 1956 г. судно покинуло порт Ньюарк и через четыре дня прибыло в Хьюстон. В то время далеко не все порты были оборудованы разгрузочными кранами, поэтому следующее судно, Gateway City, помимо 226 контейнеров несло на борту два таких крана. Разгрузка и погрузка этого судна занимала у 42 рабочих 14 ч., в то время как «неконтейнерные» аналоги требовали 126 рабочих и 84 ч.
КРЕЙСЕР РАКЕТНЫЙ, принят на вооружение в ВМС США. Это был переоборудованный тяжелый крейсер «Бостон». Вместо кормовых орудийных башен он получил две спаренные установки ЗРК «Терьер».
МИКСЕР ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ КУХОННЫЙ, выпущен на рынок в США.
МОРОЗИЛЬНИК ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ БЫТОВОЙ, выпущен на рынок в США.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИНТЕЗАТОР, продемонстрировал 31 января американский инженер-электротехник Гарри Ф. Олсон. Этот электронный синтезатор Олсон изобрел в качестве инструмента для исследований.
ОБУВЬ ДАМСКАЯ НА КАБЛУКЕ-ШПИЛЬКЕ, создал на стальной основе Сальваторе Феррагамо для Мерилин Монро.
ПУЛЬТ ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕЛЕВИЗОРОМ, беспроводной, Flashmatic, изобрел инженер Юджин Полли по заданию президента компании «Зенит» (Zenith) Юджина Макдональда. В этом же году Flashmatic поступил в продажу. Аппарат, имевший форму пистолета, позволял зрителю управлять телевизором, направляя на него луч. В каждом углу телевизора размещался фотоэлемент, выполняющий определенную функцию: включение изображения в одном углу, выключение – во втором, прибавление звука – в третьем, приглушение звука – в четвертом. Поворачивая диск на пульте по и против часовой стрелки, можно было переключать каналы. Но это происходило и в «неорганизованном порядке», если лучи солнца или другие тепловые излучения попадали на телевизор.
РАДИОПРИЕМНИК НА СОЛНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ, транзисторный, «Син Паур Пек», разработала в октябре американская компания «Адмирал Корп» (Admiral Corp), город Чикаго, штат Иллинойс. (В 1956 г. этот радиоприемник был выпущен на рынок.)
РАКЕТА БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ МОРСКАЯ, Р-11ФМ, запущена 16 сентября с подводой лодки, находящейся в надводном положении. Морская баллистическая ракета была создана по проекту ОКБ-1 (НИИ-88), возглавляемого С. П. Королевым, на базе оперативно-тактической ракеты Р-11. На первой ракете боеголовка с атомным зарядом не отделялась от ракеты в полете, и запуск ее мог производиться только с лодки в надводном положении.
СОЛНЦЕМОБИЛЬ, модель 38 см, продемонстрировал 31 августа американский изобретатель Уильям Дж. Кобб в Техническом центре компании «Дженерал моторс» (General Motors) в Чикаго. Модель имела 12 фотоэлектрических элементов из селена, которые превращали свет в электрическую энергию.
СТЕКЛО САМООЧИЩАЮЩЕЕСЯ, изобрел американский инженер А. Хеппер.
СУДНО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (СВП) СКЕГОВОЕ, катер, практически пригодный, запатентовал 12 декабря английский инженер сэр Кристофер Сидней Кокерелл. Под корпусом судна он поместил «подушку» с маленькими отверстиями внизу, проходя через которые накачиваемый воздух выпускался под сильным давлением. Воздушные вихри удерживались резиновым фартуком. Таким образом корабль «приподнимался» над водой. (Идея такого принципа пришла ему в голову в 1954 г.)
ТЕЛЕФОННАЯ СВЯЗЬ НА СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЯХ, осуществила 4 октября на линиях Southern компания «Белл Телефон энд Телеграф Ко» (Bell Telephon and Telegraph Cо) на расстоянии около 14 миль. Электрический ток вырабатывался солнечными батареями, разработанными в «Белл Лабс» (Bell Labs).
ТЕЛЕФОННЫЙ КАБЕЛЬ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ, длина 2250 миль, проложила (с 22 июня по 26 сентября) американская компания «Монерч» между Ньюфаундлендом (Канада) и Шотландией. Это совместный проект американской компании «Белл Систем» (Bell System), «Бритиш Пост Оффис» (British Post Office) и «Канадиан Оверсис Телекоммуникейшн» (Canadian Overseas Telecommunication).
ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ БЛАГОДАРЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ, получил 17 июля город Арко, штат Айдахо, США.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
- 1956. Фильмы. Технологии. Изобретения.
- 1957. Фильмы. Технологии. Изобретения.
- 1964. Фильмы. Технологии. Изобретения.
- 1985. Технологии года "Перестройки".