понедельник, 16 ноября 2015 г.

Волшебные спички.. а фильм-то звался иначе (1970)

к числу лучших и удачнейших детских фантастических фильмов безусловно нужно отнести "Тайна железной двери" М.Юзовского. Приведу цитату из рецензий на странице фильма:
Мальчуган Толик, любящий приврать по поводу и без, самым безответственным образом влез в какую-то электроподстанцию (по крайней мере, на той самой железной двери висел характерный плакатик с молнией) и стянул коробок с магическими спичками у волшебника, замаскировавшегося под подростка. Ну и дальше по канонам жанра «хочу мороженного — хочу быть всех сильней».
" Вот такими обычными словами описывается обычный с виду киноприем: попадание из обычного мира в волшебный... Кто знает пересмотри я сейчас этот фильм может (даже при желании "вжиться в эпоху") и никаких эмоций не возникло бы, НО все эти 30 с лишним лет я помню этот кадр с электроподстанцией.

Насколько здорово и замечательно угадано, подмечено, "вспомнено" про мистичность этого места. Обычно всегда и электроподстанция и газовая запретны не только для детей, но и для "всех" взрослых. И если взрослые и знают что ТАМ внутри гудит и шипит, то дети догадываются по-своему, предполагая самое странное и необычное.


Второй случай, когда я не соглашусь с автором (Stalk-74) той рецензии в следующих словах:
"Примитивный футуризм проявили художники, забросив героя в гигантский локатор. Просто верх фантазии на тему необычного мира. А про робота я вообще постараюсь промолчать. У довоенного Роу Змей Горыныч и то реальней выглядел. Тут прям какой-то массовик-затейник из детского сада, а не правая рука Всемогущего."
По теме упрятывания прогрессивных вещей я уже "проходился" в одной статье , а здесь скажу, что локатор не был лишним, он напротив "очень даже кстати". Он и напоминает о недавних и современных космических успехах Советского Союза, декорация локатора 1:1 стоила бы слишком дорого, большая чаша локатора - это само по себе ЗРЕЛИЩЕ (99% людей никогда внутри тарелки и не были), загадочность, странность и запретность такого места как большой локатор - великолепная иллюстрация любого фантастического фильма (помните "Моя космическая мачеха"?). При всей неуклюжести и комичности того робота он был, все же, кстати.

После такого ГЕНИАЛЬНОГО совмещения как робот и спутниковая антенна начинать разговор о более удачном дизайне робота - кощунственно.

К тому же "все сходится" и локатор/антенна и робот, и здания в виде ракет (правда стиля 50-х)

и дизайн лестниц, помещений, круглых дверей (ушедших 60-х, правда)

Другие фильмы М.Юзовского "Там на неведомых дорожках", "После дождичка в четверг" и даже "Раз, два - горе не беда"*** относятся больше к сказкам, нежели к фантастике. Такого просто-напросто количества техники, я не говорю об удачных вплетениях промышленного дизайна и архитектурного кинструктивизма, больше нигде не было. Данный факт, наверно, только подтверждает мое замечание о том, что лучшие фильмы советской фантастики созданы режиссерами весьма далекими от этой темы. Застой в общественной жизни, отсутствие прогресса в области гражданской техники отобразился в предпоследнем фильме М.Юзовского "Раз, два - горе не беда", между тем как другое фантастическое произведение Юрия Томина "Карусель над городом" удачно экранизировал Евг. Марковский****.
------------
*** в статье о волшебных мирах советского кинематографа пишется, что  ряд критиков фильма "Раз, два - горе не беда"(1988) усмотрел в рукотворном чудовище (змее) чуть ли советский стим-панк.
**** мне интересно, что и этот фильм я запомнил не под его названием, а по заголовку самого произведения Ю.Томина, может быть потому, что прочел его?
- Интересно что... В фильме есть существенное отличие от книги: мир волшебника в книге — «вчерашний день» — как бы параллельное пространство, из которого есть только один выход во времени — на рассвете (когда кончается вчерашний день и начинается сегодняшний), в фильме — это просто остров. Эта деталь - граница дней сильно мне напомнила 4 часть "Пиратов карибского моря" - зеленую полоску света на закате, что тоже выступила "местом входа" в параллельный мир.
- Выдержка о фильме из статьи "волшебные миры сов. кинематографа":
"Эгоистичный мальчик-волшебник живет не столько в параллельном мире, сколько на изолированном острове, однако будем считать его персональные владения сказочной страной. Еще бы не сказочной! Есть персональный робот Балбес, вход взрослым воспрещен, можно играть, сколько тебе вздумается, и при этом никто не будет требовать, чтобы ты ходил в школу. Соответствуя безграничной любви юного мага к самому себе, весь остров уставлен его гипсовыми статуями, а также зеркалами, кругом висят буквы «я». Художники представили себе идеальный мир ребенка в минималистичном футуристическом ключе — с белоснежными бетонными зданиями а-ля Ле Корбюзье, машинами на одного человека и большими спутниковыми передатчиками."
- Интересно что прораб Машков и "Скрипач" подсчитывают сколько коробков спичек надо будет купить на земле, чтобы расплатиться с хозяевами пепелаца в фильме "Кин-дза-дза" Гора спичечных коробков получилась бы в сотни раз больше, чем на столе у юного волшебника;
#Тайна железной двери

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ (детской фантастики):
- "Карусель над городом" ("Летние впечатления о планете Z");
- О крымских местах съемок фильма.
- Фильм упоминают в ЖЖ (livejournal).

ТЕХНОЛОГИИ 1970 ГОДА

ГЕТЕРОЛАЗЕР, РАБОТАЮЩИЙ ПРИ КОМНАТНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ, полупроводниковый (в 1968 г. первый в мире гетеролазер), создал советский физик Жорес Иванович Алферов. На его основе созданы лазерные <компакт->диски памяти, волоконно-оптические линии связи и многие другие устройства. (В 2000 г. Алферову присуждена Нобелевская премия по физике.)
КОРАБЛЬ АМФИБИЙНЫХ СИЛ, штабной, «Блю Ридж», принят на вооружение в ВМС США.
ЛУННЫЙ САМОХОДНЫЙ АППАРАТ (ЛСА), «Луноход-1», создан в СССР для проведения комплекса научных исследований на поверхности Луны. «Луноход-1» был доставлен на Луну 17 ноября космическим аппаратом «Луна-17» и проработал на ее поверхности почти год (до 4.10.1971 г.). «Луноход-1» имел массу 756 кг, длину (с открытой крышкой) 4,42 м, ширину 2,15 м, высоту 1,92 м и состоял из двух частей: герметического приборного отсека с аппаратурой и самоходного шасси.

МОЛОТОК ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ С ГВОЗДЯМИ, появился на рынке в ФРГ. Сменный магазин с гвоздями заряжается в специальных автоматах.
НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ КВАРЦЕВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ЦИФРОВЫЕ, на интегральной схеме, «Пульсар», создали американские изобретатели Дж. Тейсс и У. Грабри по технологии LED. «Пульсар» не имел стрелок: при нажатии кнопки на циферблате появлялись цифры, указывающие часы и минуты. Он мог отсчитывать и секунды. Яркость свечения цифр устанавливалась автоматически, в зависимости от освещенности места. («Пульсар», выпустила на рынок осенью 1971 г. американская компания «Тайм Компьютер» (Time Computer).)
НАУШНИКИ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ РАДИОПЕРЕДАЧ НА РАССТОЯНИИ ОТ РАДИОПРИЕМНИКА, выпустила на рынок японская компания «Палька». Индукционная петлевая антенна располагалась по периметру комнаты.

ПУЛИ РЕЗИНОВЫЕ, применила английская армия 2 августа в Белфасте, где разгоняла очередную акцию протеста ирландцев.

РАКЕТА ПРОТИВОТАНКОВАЯ, «Тау»(Tow), принята на вооружение в США.

САМОЛЕТ ПАССАЖИРСКИЙ ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНЫЙ, «Боинг-747», начал регулярные полеты 21 января. Аэробус вылетел из Нью-Йорка и приземлился в Лондоне через 6,5 ч. Этот самый большой гражданский лайнер произвел настоящую революцию в авиатранспорте, поскольку сокращение числа полетов дало возможность сэкономить топливо и разгрузить воздушные пути.
MF^ по мнению ...педии первый полет 9 фер 1969. Вместимость 660 чел. Оставался самыйм большим и вместительным пассажирским лайнером 36 лет до появления А380.

 СКАНЕРЫ ТОВАРНОГО КОДА, испытали в сети супермаркетов Kroger. (В 1968 г. Kroger и американская компания RCA начали совместную разработку системы кодирования, позволяющей быстро определять категорию и цену товара.)




Комментариев нет:

Отправить комментарий